Уходит еще одна эпоха: 22 мая совершит последний регулярный рейс последний оставшийся в эксплуатации самолет Ту-134. Ещё можно успеть на нем полетать и накануне: 18 и 20 мая. Все три дня дедушка русского флота будет летать из Мирного в Иркутск и обратно.
Рейсы выполняет авиакомпания «Алроса», бывшее Мирнинское авиапредприятие. Самолет с регистрацией RA-65693, выпущенный в 1980 году, имеет очень интересную судьбу. Изначально, во времена советского «Аэрофлота», он базировался в Риге, а с распадом СССР перешел в латвийскую государственную авиакомпанию «Latavio», просуществовавшую до 1995 года. Потом она была ликвидирована, правительство взяло курс на подержанные иномарки и создало Air Baltic, а советские самолеты отправились частично в музей, частично в металлолом, а частично в Россию. Наш Ту-134 попал в авиакомпанию «Авиаэнерго», где использовался для VIP-перевозок — то есть, как бизнес-джет с салоном на 28 пассажиров. На 1998-1999 годы его эксклюзивно зафрахтовала Алла Пугачёва для концертных туров — по этому поводу он даже был покрашен в спецливрею с надписью «Алла» и рекламой Nescafe, а также других партнеров. В 2000 году он был передан авиакомпании «Алроса» и стал снова возить простых смертных: VIP-салон был переделан в обычный пассажирский на 73 кресла.
24 мая самолету исполнится 39 лет. Тогда же истекает его сертификат летной годности. При этом максимальные границы продления ресурса по типу ВС для Ту-134 составляют 40 лет (то есть, назначенный ресурс 25 лет, продлевать можно максимум до 40 в зависимости от состояния машины).
С выводом Ту-134 из флота «Алросы» в России несколько самолетов этого типа останется только в качестве ведомственных, а также бизнес-джетов. А вот за границей на них еще можно будет полетать регулярными рейсами — по два самолета есть у северокорейской авиакомпании Air Koryo и сирийской Syrian Arab Airlines, плюс один у чартерной авиакомпании Dove Air (Судан). Впрочем, и в России в прошлом году был спецрейс для любителей советской техники: возможно, его повторят, но надежнее купить билет «Алросы», чтобы уж наверняка.
RA-65693 стал одним из первых самолетов версии Ту-134Б, которые визуально отличаютя от Ту-134А обычным носовым обтекателем: у более ранних самолетов нос был застекленным и там располагалось рабочее место штурмана. На Ту-134Б штурманы были уже не нужны: в кабине сидели только два пилота и бортинженер.
Ту-134, эксплуатирующийся с 1967 года, был одним из самых надежных в истории мировой гражданской авиации. Кроме того, он имел выдающиеся технические характеристики — например, он может садиться при боковом ветре до 20 м/с, в то время как у большинства современных лайнеров (включая «Суперджет», предназначенный для замены Ту-134) ограничение составляет 17-18 м/с.
Еще одна интересная особенность Ту-134 — это иллюминатор в туалете. Правда, он нужен не для романтики, а для прозаичной цели: чтобы экипаж мог видеть возможную неисправность хвостового оперения.
В простонародье самолет называют «свистком» из-за характерного громкого свистящего звука двигателей. Вообще Ту-134 — один из самых шумных гражданских самолетов в мире, поэтому с 2002 года ему запретили рейсы в страны Евросоюза.
У авиакомпании «Алроса» остался также один самолет Ту-154М (RA-85757). Он по-прежнему выполняет регулярные пассажирские рейсы.
Самый красивый самолёт из советских гражданских! Жаль…Если бы в своё время ремоторизировали — лет 25-30 бы ещё полетал.
Ремоторизировать его придумали в начале святых девяностых, тогда уже было не до этого ;(
не, ресурс планера. Самый красивый из совка- Як-42
А взамен купят какой нибудь б/ушный бразильский самолёт в лизинг ?
Вообще они Боинги берут
Ну да, а ту134 50 летней давности по вашему лучше?? Видимо познания в авиации у вас совсем плохо
никакой 134 не ровня ни 737му, ни 195 ни 321у
Хороший самолётик…
Горжусь, что летал на этой машине ! Для меня — она лучшая !!!
Повезло… Мне вот не довелось ((. Но на 154 в свое время полетал достаточно)), и еще бы с удовольствием).
А потом садимся в А321й и краснеем от стыда
а боинги в бразилии тоже делают как в сша
Если честно — их МНОГО ОСТАНЕТСЯ ЛЕТАТЬ В ВИДЕ ТУ-134УБЛ В СОСТАВЕ УЧЕБОК ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ. ТО что тут пишут полный бред. Замены 134 в ВВС нет и не будет, так как экипажи хлама Ту-22М3 и Ту-160 (по ресурсу двигателей и отсталой электронике- это реально хлам и был им еще в 80е когда появился) надо на чем-то готовить.
выдающихся характеристик там не было отродясь . оно еще должно было догонять остальных. СССР постоянно кого-то догонял. Кто хочет побывать на борту 134- в РФ музей в Ульяновске, Монино, в Украине есть Жуляны где кроме простого 134 есть президентский борт и Ту-134УБЛ и такой же в Полтаве. Чего ныть по устарелому изначально самолю