Самые важные сайты для продвинутого авиапассажира. Часть 1.

Сегодня мы начнем рассказ о наиболее важных сайтах, которые должен знать каждый продвинутый авиапассажир. Такие сетевые ресурсы, как сайты авиакомпаний, поисковики по билетам и онлайн-агентства мы оставим на потом, а сейчас речь пойдет о том, как узнать максимальные подробности о своем текущем, предстоящем или прошедшем полете.

Flightradar24 — уникальный онлайн-радар, показывающий в режиме реального времени, где, когда и куда летит какой самолет. Данные о самолетах берутся с транспондеров системы ADS-B, которыми оборудовано довольно большое количество бортов (увы, не всех, но, по крайней мере, большинства современных). Эти транспондеры передают регистрационный номер самолета, номер рейса, маршрут, текущие координаты, включая высоту, а также скорость. Все эти данные отображаются на карте, на каждый движущийся самолет можно кликнуть и дополнительно посмотреть траекторию полета до текущего момента и сведения о самом борте (тут же подгружается его фотография с одного из споттерских ресурсов). Также можно просматривать эти данные о совершенных в недалеком прошлом полетах. Из интересных функций следует выделить возможность просмотра «из кабины пилотов». Нет, трансляции с камеры вы там, к сожалению, не увидите, но спутниковые снимки Земли в изометрической проекции с учетом высоты и скорости смотрятся красиво. Поскольку приемники сигналов ADS-B, с которых берутся данные, установлены энтузиастами, покрытие разных территорий земного шара у Flightradar24 — неоднородное. Однако в большинстве «цивилизованных» мест оно есть.

Flightradar24

Практическая польза: узнать, какие борты обычно летают на нужном вам маршруте. Узнать, когда прилетит самолет, на котором вы должны улететь, и почему он опаздывает. Убедиться в том, что ваши родственники долетели отлично. Посмотреть, что же такое красивое вы видели в иллюминатор вскоре после взлета.


Airfleets.net — обширная база данных по самолетам: как совсем новым, так и давно списанным в утиль. По регистрационному номеру борта можно узнать о нем все подробности — начиная от возраста и истории эксплуатации в различных авиакомпаниях (включая такие детали, как прямая покупка или лизинг) до типов установленных на нем двигателей и компоновки салона (количество мест экономического и бизнес-классов). Также отображаются недавно совершенные полеты, правда, эти данные вводятся вручную заметившими борт споттерами, а не автоматически берутся с того же Flightradar24, поэтому их актуальность не всегда является стопроцентной. Кроме того, есть данные и об авиапроисшествиях, в которых участвовал борт — как правило, со ссылкой на статью с подробностями. И, конечно же, фотографии — куда без них?

Также на сайте ведется база данных по авиакомпаниям, позволяющая посмотреть, сколько у каждой из них имеется самолетов и каких. Airfleets.net работает по принципу краудсорсинга, то есть, как в «Википедии», любой желающий может добавить или уточнить ту или иную информацию. Но если на Airfleets.net базы ведутся в основном по иномаркам (из российских там только «Суперджет»), то Russianplanes.net — аналогичный сайт, посвященный отечественным самолетам.

Airfleets.net

 Практическая польза: узнать, сколько лет борту, на котором вы летите, чтобы небрежно бросить соседу-аэрофобу: «20 лет — не возраст для самолета» и наблюдать за его реакцией. Соотнести возраст самолета и состояние салона, чтобы составить свое мнение об отношении авиакомпании к своим пассажирам. Прикинуть, где могут быть хорошие места в салоне. Написать в Твиттер: «Лечу на самолете, который только вчера поступил с завода».


LiveATC — сайт с прямыми трансляциями переговоров между пилотами и авиадиспетчерами. Поддерживается энтузиастами, живущими рядом с аэропортами и установившими у себя настроенные на нужные частоты радиоприемники. В связи с этим поддерживаются далеко не все аэропорты мира, но самые крупные, включая российские, в базе данных есть. Слушать эфир можно прямо на сайте через браузер с поддержкой Flash или же передать поток в любой медиаплеер. Имеются также архивы переговоров.

Как правило, для каждого аэропорта несколько потоков с разных частот («Круг», «Вышка», «Подход» и т.п.) объединяются в один, и голосовые сообщения из них транслируются одно за другим, что создает некую путаницу в эфире. Для некоторых аэропортов (например, Шереметьево) потоки разделены по стереоканалам, позволяя частично фильтровать то, что вы будете слышать. Впрочем, слышать переговоры мало — чтобы что-то понять, необходимо хотя бы приблизительно знать основные принципы радиообмена и базовую терминологию, а также иметь какой-никакой опыт переговоров по рации, чтобы разобрать текст.

Для многих аэропортов передается также текущая погода в формате METAR — обычный человек в такой сводке ничего не поймет, но достаточно прочитать любую статью на эту тему, чтобы усвоить набор нехитрых сокращений.

LiveATC

Практическая польза: быть в курсе, почему задерживается вылет или прибытие рейса. При возникновении необычной ситуации в полете узнать, что вообще произошло.


SeatGuru — сайт с подробными планами салонов самолетов различных авиакомпаний. Более того, помимо собственно карты мест видно также особенно удобные и, наоборот, неудобные места: понятно, что вытянуть ноги у аварийного выхода всегда приятнее, чем ютиться возле туалета.

Кроме того, в базе данных содержится информация о расстоянии между рядами и ширине самих кресел, наличии розеток и системы развлечений, что особенно актуально на дальних перелетах. Более того, если ввести информацию о своем рейсе (дата, номер), сайт попытается предугадать, какой тип самолета будет на нем использоваться — это поможет выбрать хорошие места заранее. Впрочем, если у авиакомпании много вариаций одного и того же типа (например, Airbus A319/A320/A321), то предсказатель, как правило, ошибается, так что слепо доверять ему нельзя.

Кроме того, на сайте SeatGuru представлено не так много авиакомпаний (из российских — только «Аэрофлот»), а для тех, что представлены, имеются не все реально существующие варианты компоновок, так что в качестве альтернативы обязательно надо посетить SeatExpert — здесь набор авиакомпаний несколько различается и есть, например, «Трансаэро».

SeatGuru

Практическая польза: выбрать удобное место при онлайн-регистрации или регистрации в аэропорту. Сравнить разные авиакомпании по уровню комфорта в салоне.


ExpertFlyer — многофункциональный сайт для продвинутых пассажиров, на котором большинство функций (например, поиск «мильных» билетов) платные — кстати, о поиске таких билетов мы расскажем отдельно — а бесплатно на нем можно в режиме реального времени просматривать актуальные планы салонов с указанием занятых и свободных мест. Заодно данные о привлекательности того или иного места подгружаются с SeatGuru. Также можно подписываться на уведомления о том, что то или иное интересующее вас место стало вдруг доступным. Поддерживаются, конечно, не все авиакомпании.

Seatalerts by Expertflyer

Практическая польза: выбрать хорошее место при регистрации на стойке в аэропорту: вы точно знаете, какое из хороших мест свободно и называете его оператору. Оценить перед вылетом заполненность салона и прикинуть, можете ли вы рассчитывать на апгрейд при овербукинге или сразу идти и ложиться на свободный ряд.


JetLovers — сайт, позволяющий вести статистику ваших полетов, отображать на карте места, где вы были, и маршруты между ними, считать, сколько вы уже пролетели сегментов в этом году. Но главное — это «пузомерка»: можно соревноваться с друзьями, кто больше налетал.

Главное преимущество JetLovers по сравнению с другими подобными сайтами заключается в том, что вся статистика полетов накапливается автоматически на основе ваших «чекинов» в социальных сетях — Foursquare или Facebook. Можно, правда, добавлять полеты и вручную, но, во-первых, их нельзя добавить больше, чем определилось автоматически (т.е. на каждый полет с чекинами можно добавлять только один без чекинов), а во-вторых, разве можно вспомнить все свои перелеты, скажем, в позапрошлом году?

За налет начисляются определенные «звания» и «уровни» — от «мухи» до «НЛО», превращая полеты на самолетах в увлекательную игру — теперь даже на 300 километров вам не захочется ехать на поезде! Но если вы хотите быть первым в рейтинге — не добавляйте в друзья тех, кто работает пилотами коммерческих авиалиний 😉

Jetlovers

Практическая польза: проверить, за все ли полетные сегменты вам начислены мили. Показать друзьям и коллегам, кто тут самый главный летун.

Илья Шатилин

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

14 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Василий
Василий
10 лет назад

очень полезно, спасибо!

kuuuzya
kuuuzya
10 лет назад

Я помню, было какое-то приложение, чтобы слушать разговоры пилотов. Не знаю, миф или нет. Не расскажете о таком?

Frequentflyers
Frequentflyers
10 лет назад
Ответить на  kuuuzya

У сайта LiveATC есть приложение для iOS и Android, оно платное.

kuuuzya
kuuuzya
10 лет назад
Ответить на  Frequentflyers

А дорого?

Frequentflyers
Frequentflyers
10 лет назад
Ответить на  kuuuzya

Рублей сто.

Денис Самсонов
Денис Самсонов
10 лет назад

flightradar — да. остальное все-таки для маньяков.

Anna Karaulova
Anna Karaulova
10 лет назад

забавно, но мне тоже кажется, что большинство сервисов — они прям-таки для летательных маньяков 🙂 хотя вот про места может оказаться полезным, надо будет испробовать!

Serge Vilianov
10 лет назад

Давайте обнимемся.

Up
Up
7 лет назад
Ответить на  Serge Vilianov

И построим дом на дереве

SergeyM
SergeyM
7 лет назад

ExpertFlyer уже где-то с год не показывает актуальные планы эконома SU. Только бизнес .

Или что-то снова изменилось?

Жмир
Жмир
3 лет назад

А вы знаете как узнать имена своих бортпроводников по рейсу

Эмир
Эмир
3 лет назад
Ответить на  Frequentflyers

Да блин это я знаю но напомню