В самолете не только атмосферное давление особенное, но и климат свой. Он создается системой кондиционирования воздуха, которая берет примерно половину проходящего через нее объема извне, от компрессора двигателя, а другую половину – из салона. Тот и другой воздух очищается, увлажняется и снова подается в салон. Когда двигатели не запущены, например, на стоянке, система кондиционирования работает от вспомогательной силовой установки (ВСУ): по сути, это еще один маленький двигатель. Или от наземного источника, если он есть в аэропорту. Бывает, что наземного источника нет, а ВСУ не работает: с неработающей ВСУ летать можно, но пассажиры будут сидеть в духоте до запуска двигателей и начала руления.
В зависимости от типа самолета каждую минуту генерируется 400-600 литров воздуха на каждого пассажира, а объем поступающего кислорода в пересчете на пассажира, как заявляет Boeing, почти в 200 раз больше того, который человек вообще физически в состоянии «продышать».
То есть, воздух в салоне постоянно циркулирует, он свеж и приятен, поэтому разговоры о «летающих по кругу микробах», которые любят порой заводить аэрофобы, на самом деле не имеют под собой твердой почвы. Тем не менее, все-таки большое количество людей находится близко друг от друга в ограниченном пространстве, что увеличивает риск заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем. Уменьшить риск заражения поможет обычная «ватно-марлевая» повязка (хотя их уже никто не делает из ваты и марли) и банальные общие правила гигиены типа «не трогать руками глаза, нос и рот». А поскольку воздух постоянно движется, и, в частности, может иметь довольно низкую температуру и дуть в конкретном направлении (на вас), то при предрасположенности к простуде можно и заболеть – это как посидеть пару часов на сквозняке.
Температуру воздуха в салоне регулирует экипаж – всегда можно попросить бортпроводника сделать похолоднее или потеплее. Правда, если о такой возможности знают несколько пассажиров, то может возникнуть обычный конфликт между теми, кому душно, и теми, кому дует.
Сам микроклимат в салоне – ярко выраженный сухой, эквивалентный континентальному (или трескучему морозу в морском климате, когда влажность воздуха минимальна). Именно поэтому во время полета практически всегда выдают освежающие салфетки – они нужны в первую очередь не для того, чтобы вытереть руки перед едой, а для того, чтобы увлажнить кожу лица и рук: у людей с чувствительной кожей могут происходить аллергические реакции, могут возникать обострения заболеваний дыхательных путей (например, астмы) – в общем, если вы знаете за собой склонность к чему-то из вышеперечисленного, то соответствующие лекарства лучше предусмотреть и взять с собой заранее. Если вы носите контактные линзы — будьте готовы к тому, что из-за высыхания они могут начать раздражать глаза, так что или припасите капли, или во время полета замените их очками.
Кофеин и алкоголь дополнительно обезвоживают организм, так что пить на борту, особенно во время длинных перелетов, лучше чай и воду.
Илья Шатилин
А летать лучше на 787
Кста, беря лекарства например от астмы, желательно взять документы от врача, в которых всё написано о болячке, ведь маловероятно что тебя пропустят на борт с неизвестно чем