На прошлой неделе авиакомпания «Трансаэро» стала жертвой масштабной очерняющей информационной кампании в Рунете: одновременно на различных информационных ресурсах появились однотипные статьи о том, что авиаперевозчик испытывает серьезные проблемы, близок к банкротству и уже отменил все рейсы с апреля по октябрь. Источником информации выступили социальные сети, где массовый перепост при помощи ботов и купленных блоггеров и привлек внимание СМИ. Оставим риторическим вопрос профессионализма журналистов, пишущих статьи на основе непроверенной информации из неизвестно чьего «твиттера»: отметим лишь, что в качестве доказательств скорого банкротства были приведены крайне сомнительные факты, в частности, отмена одного из рейсов без выплаты компенсации, а также одновременное присутствие на стоянках аэропорта «Домодедово» 15-20 воздушных судов «Трансаэро».
Между тем рейсы, отменяемые, например, из-за метеоусловий в аэропорту вылета или назначения и не предполагают выплаты каких-либо компенсации. Это считается «непреодолимыми трудностями», т.е. своего рода «уважительной причиной». Не предполагается компенсация, если рейс отменен более чем за 14 дней до вылета: авиакомпания имеет право изменять расписание, а у пассажира остается достаточно времени, чтобы купить другие билеты.
«Стоящие на приколе» самолеты одной и той же авиакомпании — вообще постоянная картина в портах приписки этих авиакомпаний, поскольку именно там происходит, например, их плановое техническое обслуживание, которое авиаперевозчики как раз и стараются проводить сейчас, в «низкий сезон». А учитывая тот факт, что блоггеры видели именно дальнемагистральные самолеты большой вместимости (Б-747 и т.п.), это означает, что «Трансаэро», которая в значительной степени ориентирована на чартерные и сезонные «курортные» рейсы, как раз готовится к отпускному сезону.
«Утка» об отмене всех рейсов с апреля по октябрь — выходит, просто попытка спровоцировать панику и отобрать у «Трансаэро» потенциальных пассажиров, которые как раз сейчас начинают планировать летний отдых. Интересное совпадение: вбросу «утки» предшествовало заявление авиакомпании о том, что в 2014 году она предлагает самую масштабную в своей истории программу полетов в весенне-летний сезон, включающую почти 200 местных и международных маршрутов, из которых 67 будут выполняться напрямую из российских регионов, минуя хабы.
«В условиях, когда в гражданской авиации из-за снижения курса рубля временно сократились продажи перевозок на международные рейсы, в последние дни была предпринята откровенно провокационная попытка осуществить передел рынка. С этой целью явно по заранее составленному плану начала распространяться ничего общего не имеющая с действительностью информация о положении и планах авиакомпании «Трансаэро». Прочное и стабильное положение «Трансаэро» является гарантией того, что и на этот раз провокаторы не добьются своих целей», — заявляет пресс-служба авиакомпании.
Предыдущая масштабная информационная атака на «Трансаэро» была инициирована в конце 2013 года. Тогда очернение проходило по линии использования авиакомпанией возрастных самолетов. Между тем возраст самолета никак не влияет на безопасность полетов.
Илья Шатилин