Вновь обретенный Россией Крым сгенерировал множество новостей авиационного толка: в течение пары последних недель они сыпятся буквально одна за другой. Ситуация с авиаполетами в Крым остается весьма сложной и спорной.
Во-первых, начато государственное субсидирование авиаперевозок в Крым и обратно: половину стоимости билета оплачивает государство; пока не построен мост через Керченский пролив, авиация является наиболее надежным видом транспортного сообщения с большой землей и имеет важное социальное и, конечно же, политическое значение.
В результате уже сейчас слетать из Крыма в Москву и обратно можно за 7500 рублей: это минимально возможный тариф «Аэрофлота» со сборами, который нужно искать на кокретные даты — есть и более дорогие тарифы. А «Россия» свяжет Крым прямыми рейсами с Санкт-Петербургом, туда-обратно со сборами можно будет слетать за 8500 рублей. Для сравнения, купе в поезде стоит около 12 тысяч. Интересно, что рейсы являются внутренними, но тарифы до сих пор номинируются в евро как международные. При этом нет ясности, облагать ли их НДС, как внутренние, или не облагать, как международные (поэтому до сих пор в Крым не летает UTAir).
Дело в том (и этот факт уже является причиной еще одной новости), что аэропорт Симферополя, через который осуществляется гражданское авиасообщение с Крымом), имеет код ИКАО UKFF, из которого следует его принадлежность Украине. Формально воздушным движением в этой области управляют украинские диспетчерские службы, которые уже выпустили НОТАМы (специальные распоряжения, необходимые при подготовке планов полета), в которых заявлено, что аэропорт закрыт по техническим причинам на неопределенный срок. Таким образом, никакие авиакомпании, кроме российских (не признающих предписания властей Украины) не могут летать в Симферополь: аэропорт более не является международным.
Российские авиационные власти придумали выход из ситуации: присвоение аэропорту нового кода URFF, однако ИКАО — международная организация, а Крым как часть России на Западе пока не признают.
Международные рейсы из Крыма могут выполнять, однако, российские авиакомпании. Более того, и это третья новость, о своем желании использовать Симферополь в качестве базового аэропорта уже заявила авиакомпания Red Wings (в этом случае она сможет претендовать на 3 млрд. руб. субсидий), которая с 5 апреля стала летать в Крым и собирается переориентировать на него свою маршрутную сеть.
Илья Шатилин