Начался очередной летний сезон путешествий, и снова социальные сети наполнились возмущенными репликами пассажиров: многие из них так или иначе связаны с багажом. Ах, мол, авиакомпания «Аэроаэро» такая отвратительная, гнусная и жадная, не пускала меня в самолет и требовала доплатить еще три мешка денег за провоз багажа. Караул, грабят!
Разбор полетов, как правило, выявляет незнание пассажирами норм провоза багажа в самолетах. Наши люди просто утрамбовывают как можно больше вещей во все имеющиеся чемоданы, а затем уже на стойке регистрации начинают изучать правила, нервно поглядывая на часы.
Итак, что же важно знать?
Важно начать с того, что есть два принципа перевозки багажа: По весу и по местам — так называемые weight concept и piece concept. Первый используется у «Трансаэро» и «ЮТЭйра», также пока у S7 (с осени переходят на piece concept, поскольку входят в авиаальянс) и, например, у Emirates. UPD.: «ЮТЭйр» и S7 перешли на piece concept. Второй применяется практически у всех остальных авиакомпаний; у входящих в три альянса SkyTeam, StarAlliance и Oneworld — точно.
По умолчанию традиционные авиакомпании разрешают бесплатно провезти одно место багажа. При этом это место (чемодан, сумка и т.п.) должно быть не больше определенного размера (типичное значение — 158 см по сумме трех измерений, зависит от авиакомпании) и не тяжелее определенного веса. С весом от авиакомпании зависят нормы бесплатного провоза: например, в экономическом классе это может быть и 15, и 20, и (один из самых распространенных вариантов) 23 кг. Все, что тяжелее, оплачивается дополнительно. Однако это не означает, что были бы деньги — вези хоть чемодан пудовых гирь. Для таких гирь действует специальное ограничение: две штуки в одни руки.
Это, конечно, шутка — но максимальный вес одного места багажа не может превышать 32 кг — и это связано не с центровкой самолета, а с работой грузчиков, которые по условиям труда не могут поднимать больше этого веса: укладывать ваш маленький, но тяжелый чемодан, увы, некому. То есть, если вы хотите перевезти много тяжелых вещей — придется не укладывать их в один большой чемодан, а разделить на несколько маленьких, либо же оформлять дополнительную услугу перевозки сверхнормативного багажа.
Кстати, о маленьких чемоданах. Мало кто об этом знает, но если суммарный вес вашего багажа (с ручной кладью) не превышает 10 кг, то количество мест не ограничивается. То есть, по идее, чемоданами с пупырчатой пленкой можно заполнить все багажное отделение 😉 Хотя, конечно же, считается вес брутто, и именно поэтому легкие чемоданы ценятся опытными путешественниками и стоят дорого: ведь какой-нибудь китайский ширпотреб запросто может весит до 5-7 кг пустым — то есть, на «полезную нагрузку» останется меньше квоты.
Еще полезно знать, что если вы летите с кем-то вместе, то норму бесплатного провоза можно суммировать. То есть, грубо говоря, если вы летите в командировку и у вас два чемодана, а у вашего коллеги — ни одного, то вам разрешат провезти эти два чемодана — оформлять «лишний» на другого человека не потребуется. Главное — получить согласие этого самого пассажира: если он действительно с вами, то все просто, а вот если вы решили для увеличения нормы привлечь незнакомого попутчика, то его, возможно, придется благодарить материально — что, впрочем, в любом случае будет наверняка дешевле оплаты дополнительного места багажа. Однако в любом случае решение принимает конкретный агент на стойке регистрации, так что гарантированно работающим в 100% случаев этот способ не назвать.
В бизнес-классе максимальный вес одного места багажа составляет 32 кг. Мест можно взять два, то есть, до 64 кг суммарно, а то и три — то есть, 96 кг! Бесплатные дополнительные нормы багажа часто предоставляются и обладателям элитных уровней бонусных программ авиакомпаний. Так что на «серебро» и «золото» можно копить хотя бы ради того, чтобы не задумываться о том, как вы повезете домой все покупки из отпуска или что бы такое выкинуть из чемодана, чтобы во время длительной командировки зимой не ходить в одном и том же.
У дискаунтеров перевозка багажа обычно вообще не входит в стоимость билета (хотя бывают специальные package-тарифы с включенным багажом, которые, конечно, дороже обычных), а добавление такой опции значительно увеличивает расходы пассажира. При этом практически всегда дешевле выбирать ее сразу при бронировании билета, поскольку последующее добавление обычно дороже, а уж если вы вспомните про багаж только в самом аэропорту, то готовьтесь раскошелиться. И если обычные авиакомпании часто сквозь пальцы смотрят на небольшой перевес в килограмм-другой, то у дискаунтеров даже из-за лишних 500 граммов может потребоваться перекладывание чего-нибудь из багажа в ручную кладь.
Ручная кладь — отдельная история. Те же дискаунтеры тщательно следят за ее габаритами и даже ставят в аэропортах специальные «примерочные»: если сумка в них поместилась, то можно, если нет — сдавайте в багаж. У традиционных же авиакомпаний порой можно пронести на борт внушительных размеров чемодан, который не поместится на багажной полке и едва втиснется под сиденье впереди стоящего кресла.
Не стоит забывать о том, что пакеты из магазинов беспошлинной торговли (duty-free) можно брать на борт дополнительно к ручной клади. Только будьте внимательны, путешествуя стыковочными рейсами: если при пересадке вы не останетесь в чистой зоне, а пройдете еще один досмотр, то ваши бутылки могут посчитать «жидкостями в ручной клади» и вам либо придется перекладывать их в багаж (если не было сквозной регистрации и вы его получили при пересадке), либо выпивать прямо в аэропорту.
Отдельного рассказа заслуживает перевозка спортинвентаря: лыж, велосипедов и иже с ними. К ним мы скоро вернемся. Ну, а что делать, когда ваш багаж потерялся, вы уже знаете.
Илья Шатилин
Ну и сколько в итоге багажа можно брать в самолет? Так и не ответили. Мне вот интересно. Могу ли я, за деньги, увезти 6 чемоданов? или есть предел какой-то
Зависит от авиакомпании. В большинстве случаев можно.