В русскоязычном сегменте Интернета появилось значительное количество сайтов, так или иначе использующих бренд «Добролет». Все они в той или иной форме содержат слово «Добролет» в доменном имени, например www.dobrolet24.ru, www.avia-dobrolet.com, www.dobrolet-avia.ru, www.dobrolet-com.ru, www.dobrolet.today, и так далее.
Сами сайты не содержат никакой полезной информации, кроме формы поиска авиабилетов и отелей — во всех случаях это форма, предоставленная метапоисковиком Aviasales. Дело в том, что Aviasales имеет партнерскую программу Travelpayouts, в рамках которых любой желающий может получить для своего сайта форму поиска. За каждое бронирование через партнерскую форму выплачивается вознаграждение порядка 1% от стоимости билета (кстати, такая же форма есть у нас на frequentflyers.ru, и если вы хотите поддержать сайт, можете искать билеты именно через нее: вам все равно, а нам приятно).
Схема проста: при помощи спама в социальных сетях (например, активно используются Twitter и Instagram), «черной» поисковой оптимизации и покупки трафика привлечь на сайты, сделанные за 10 минут при помощи бесплатных общедоступных шаблонов, как можно больше посетителей по запросам «Добролет», «Билеты на Добролет» и т.п.: название дискаунтера сейчас у всех на слуху, он ассоциируется с низкими ценами на авиабилеты и особенно с дешевыми полетами в Крымнаш, актуальность которых летом особенно высока. Кто-то из них наверняка примет сайт за официальный и купит билеты.
Некоторые псевдодобролеты честно указывают мелким шрифтом, что не являются официальными сайтами авиакомпании. Другие же, однако, не стесняются использовать фирменные логотипы и писать в «подвале» даже «(c) ОАО Аэрофлот». С последними «Добролет» и «Аэрофлот» еще могут хоть как-то бороться, а вот законодательных рычагов воздействия на первых нет: формально они ничего не нарушают, являясь лишь «сайтами, где можно найти билеты на рейсы «Добролета» и других авиакомпаний». Так что Аэрофлот пока что только распространил пресс-релиз, в котором призывает призывает пользователей Интернета не поддаваться на провокации мошенников и не способствовать распространению заведомо ложной информации об а/к «Добролёт» и напоминает, что авиакомпании не отвечают за информацию, размещенную на неофициальных сайтах и аккаунтах. Между тем правила соцсетей запрещают использовать торговые марки для регистрации аккаунтов всем, кроме официальных владельцев, поэтому их легко удалить, отправив жалобу администрации.
Между тем стоит вспомнить о том, что буквально две недели назад Aviasales был очень недоволен политикой «Добролета», который отказывался передавать поисковику данные о тарифах и наличии мест на своих рейсах. Пользователям было предложено массово отправлять «Добролету» «письма добра», чтобы тот, наконец, появился в поисковой выдаче. Вроде бы как это помогло, но не испортит ли ситуация с мимикрирующими сайтами отношения «Добролета» и Aviasales?
Испортит. Как сообщает ИТАР-ТАСС, 11 июля «Добролет» подал в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск к владельцу доменного имени dobrolet-avia.ru Владиславу Полякову. Истцы считают, что используя товарный знак «Добролёта» без соответствующего разрешения, Поляков вводит посетителей сайта в заблуждение (расположенная на странице форма поиска билетов перенаправляет пользователей на сайт Aviasales) и требуют взыскать с него 1 млн руб. и прекратить работу сайта.
«Ситуации, когда аффилиаты покупают домены схожие с названием бренда не редкость. Обычно в таких ситуациях компании обращаются к нам напрямую и мы всегда идем навстречу. Однажды «Рамблер» пошел по пути подачи иска, но то ли проиграл, то ли отказался. Это второй прецедент. Не понимаю, что помешало «Аэрофлоту» написать или позвонить мне, письмо стоит ноль рублей, звонок — десять рублей, а адвокаты… на несколько порядков дороже. Странный шаг», — заявил тогда основатель Aviasales Константин Калинов.
«В настоящий момент среди партнеров аффилиатной программы Travelpayouts более 30 000 различных сайтов. У сети нет какого-то жесткого входящего фильтра, однако практика такова, что мы может отключать тех или иных партнеров Travelpayouts в случае запросов третьих лиц. Нам сложно комментировать заявления авиакомпании, но подобных запросов мы не получали», — говорит Янис Дзенис, PR-менеджер Aviasales.
Илья Шатилин
Главное чтобы сейчас на этих поддельных сайтах не продавались поддельные билеты. А то может случиться так что население будет покупать билет на рейс а по факту рейса никакого и нет.
Такая ситуация в нашей стране не редкость. Как только появляется крупная компания, которая становится популярной, все более менее подходящие домены выкупаются кем попало.
Я тоже видела уже такие сайты в сети, но не обращала на них никакого внимания. Просто даже по доменному имени понятно, что подставное и не является оригинальным, от компании.