«Добролет» заключил контракт на поставку 16 самолетов Boeing 737-800 в одноклассной компоновке (189 мест в эконом-классе) непосредственно с производителем. Таким образом авиакомпания обойдет санкции Евросоюза, из-за которых приостановлены договоры лизинга на уже поступившие и планировавшиеся к поставке борты.
Между тем заказанные самолеты поступят в парк авиакомпании только в 2016-2017 годах. Кроме того, покупка самолетов вместо лизинга требует значительного объема денежных средств; как правило, такие сделки совершаются за счет заемов. Где и на каких условиях будет кредитоваться лоукостер, пока не сообщается, однако логично предположить, что это будут российские банки с государственным участием.
Таким образом, непосредственно сейчас «Добролет» пока остается на земле и ищет способы продолжать полеты. Проще всего использовать, хотя бы временно, самолеты российского производства, однако бизнес-модель дискаунтера разрабатывалась именно с учетом эксплуатации новых однотипных ВС конкретной вместимости; при изменении этого ключевого «параметра» лоукостер легко может стать убыточным или же окажется дороже традиционной авиакомпании. Другие самолеты — это другая пассажировместимость, другое время оборачиваемости, другой расход топлива, другие затраты на обслуживание и т.п. — по сути, авиакомпанию нужно будет создавать заново, впрочем, в этом нет ничего невозможного.
Другой вариант — это взять самолеты в «мокрый лизинг». Схема простая: авиакомпания-владелец самолета сдает его «напрокат» вместе с экипажем, обслуживанием и страхованием, и получает деньги в соответствии с налетом в часах. За топливо, аэропортовые сборы и прочие платежи отвечает лизингополучатель. Это распространенная практика при краткосрочной аренде, часто применяемая в пик туристического сезона, для разработки новых маршрутов, во время «больших ТО» (D-Check) основого парка, а также по политически мотивированным причинам.
Например, государственной египетской авиакомпании EgyptAir запрещены полеты в Израиль. Поэтому она сдает самолеты в мокрый лизинг авиакомпании Air Sinai, которая и летает из Каира в Тель-Авив. Мокрый лизинг обычно продолжается от пары месяцев до двух лет.
Можно взять и только сами самолеты в «сухой», т.е. долгосрочный лизинг, без дополнительных услуг, как изначально и сделал «Добролет», однако такой выход затруднителен как из-за санкций (большинство лизинговых компаний зарегистрированы в Ирландии и США), так и из-за ограниченных возможностей самих этих компаний: грубо говоря, нет такого, что где-то стоят новенькие Boeing 737-800, которые непонятно, куда девать, поэтому их отдают первому обратившемуся.
Какое именно решение примет «Добролет», пока неизвестно.
Илья Шатилин
А шо там по налогам/пошлинам и так далее? Регить ведь будут в RA поди? Это же самое интересное.
Есть мнение, что самолет с регистрацией RA- будет потом очень затруднительно продать, потому что кто и как продлевал ему СЛГ, никто на Западе не знает — вдруг это делал медведь-балалаечник за бутылку водки?
Есть мнение, что самолет с российской регистрацией будет потом очень затруднительно продать, потому что кто и как продлевал ему СЛГ, никто на Западе не знает — вдруг это делал медведь-балалаечник за бутылку водки? В том смысле, что сертификатов EASA/FAA нет почти ни у кого из обслуживающих компаний. Плюс налог на собственность выше, чем на этих ваших Бермудах. Хотя для Добролета как дочки Аэрофлота идеологически правильнее платить налоги в России, конечно.
Идеологически правильнее, само собой. Но экономически — лоукостер особенно уязвим для налога на патриотизм. Государство будет это компенсировать, конечно. Но вся идея в итоге рискует пойти именно туда, в царский карман.
Компенсировать это будет не сколько государство, сколько Аэрофлот, то есть, его пассажиры.
Я рад, что нашей компании удалось обойти эти санкции. Я вообще считаю что Америка и Европа занимаются самодурством и эти санкции ни к чему хорошему не приведут, в первую очередь для них.
Я и не сомневалась, что мы сможем обойти санкции, которые выдвинули против нас другие страны. Главное подойти к делу с умом. И мы показали что у нас этот ум есть.