Шёнефельд (SXF, EDDB) — один из двух основных аэропортов столицы Германии. Изначально он обслуживал восточный Берлин, поэтому именно туда по старой памяти (с 1946 года) летает авиакомпания с серпом и молотом на ливрее, а также «Россия» из Пулково; в основном же здесь кучкуются европейские авиадискаунтеры, в первую очередь easyJet и Ryanair. Так что Шёнефельд интересен не только с точки зрения посещения Берлина, но и позволяет полететь куда-нибудь дальше по Европе: у «Аэрофлота», а особенно «России», часто бывают дешевые билеты именно в Берлин, ну, а дальше можете экспериментировать с дискаунтерами. Впрочем, билеты на рейсы лоукостеров нужно бронировать сильно заранее, ибо на ближайшую неделю две в какое-то более-менее интересное место дешевле 200 евро за RT улететь затруднительно, а с такими ценами туда можно добраться и из России.
Аэропорт находится в юго-восточной части Берлина за границей города. Добраться до самого Берлина можно тремя способами. Первые два — это поезд. В паре сотен метров от аэропорта находится станция Шёнефельд, до которой ведет крытая освещенная тропа. Для привлечения неопытных туристов неподалеку от терминала установлен старый вагон городской электрички S-Bahn с большой вывеской, имитирующей остановку; однако на самом деле это всего лишь кафе.
В Шёнефельд ходят две линии S-Bahn: S9 и S45. Первая из них работает даже в ночное время с получасовыми интервалами. Однако ни одна, ни вторая не довезут вас до центра города: в любом случае придется пересаживаться на кольцевой линии. В дневное время это не проблема, а вот ночью (и особенно ночью в выходные) другие линии, скорее всего, будут закрыты.
При поездке на S-Bahn также важно понимать, что станция Шёнефельд — единственная на всем маршруте, расположенная в тарифной зоне C (за пределами города), поэтому вам нужно будет купить более дорогой билет ABC за 3,30 евро, а не кажущийся очевидным AB за 2,70. Контролеры очень любят ловить неопытных туристов, причем ходят они все в штатском, а не форменной одежде, и до определенного момента никак не выдают свое присутствие. Штраф составляет 40 евро, причем поймать вас могут где угодно: билет на одну поездку действует во всем общественном транспорте с неограниченным числом пересадок в течение 2 часов с момента валидации. Да-да, купив билет, сразу же вставляйте его в валидатор на платформе. Он проштампует дату и название станции, а «непроклоцанный тикет» недействителен.
Очень важно: на самой станции автоматы по продаже билетов принимают только монеты. Если у вас нет монет, купить билеты лучше в здании аэропорта, там есть два автомата, принимающие также банковские карты. Здесь же справа от выхода есть и билетная касса. К кассам и автоматам стоят длинные очереди; лучшим вариантом станет покупка электронного билета в мобильном приложении DVB FahrInfo Plus.(Android iOS Windows)
Вместо S-Bahn можно, однако, доехать прямо до центра Берлина на местном аналоге «Аэроэкспресса», а точнее, нашей «Ласточки», то есть, на пригородной электричке. RE7 и RB14 ходят с интервалом в 30 минут и доставят вас значительно быстрее, поскольку совершают гораздо меньше остановок. Если на S-Bahn ехать минимум час, то на электричке — максимум 30 минут. Нужно всего лишь пройти чуть дальше по подземному тоннелю на вокзале.
Третий способ хорош только глубокой ночью: от аэропорта в город ходит ночной автобус N7. Он, как правило, двухэтажный, так что, сидя на верхней палубе, можно совершить небольшую экскурсию, ибо ехать очень, очень долго.
Кстати, что касается ночи: прямо рядом с аэропортом, в 5 минутах ходьбы, расположен отель InterCity. В стоимость проживания в нем (в среднем 80-120 евро за ночь) входит билет на электричку до Берлина и обратно, а вот завтрак оплачивается отдельно и стоит 12 евро. Если вы справедливо считаете, что 120 евро — это дороговато за ночь в аэропорту, отправляйтесь в сам поселок Шенефельд (одна станция на S-Bahn или 20 минут пешком), где расположен Pension Schwalbenweg (www.pension-schwalbenweg.de), в котором можно переночевать за 28 евро в сутки. Pension в Германии — это не пансионат, как пишут в словарях, а, скорее, нечто среднее между отелем и хостелом: комната у вас будет своя, без восьмиместных нар, но из удобств только раковина, а душ, туалет, кухня и стиральная машина — общие на этаже (там, однако, чисто, тихо и нет очередей). Для тех, кому не хочется таскаться с чемоданами, предлагается трансфер за 5 евро.
Сам аэропорт построен во времена ГДР, в 1976 году, и мало изменился с тех пор: в худших традициях старого «Внуково» или «Пулково» терминал (на самом деле их 4, но они небольшие и три из них соединены внутри, а четвертый, C, практически не используется) откровенно маловат для нынешнего пассажиропотока. В связи с этим очереди здесь, кажется, создают специально. В частности, для того, чтобы попасть в крошечный зал регистрации, нужно пройти первый, общий для всех, досмотр багажа. Никаких Fast Track для элитных уровней пассажиров в Шёнефельде нет, что логично, ибо такие пассажиры, по большому счету, есть тут только у «Аэрофлота», выполняющего четыре рейса в день.
За регистрацией — еще один уровень досмотра, на этот раз уже полный, со снятием часов-ремней-телефонов. Он тоже общий для всех рейсов, поэтому в некоторые моменты здесь может собираться серьезная толпа: линия досмотра всего одна; теперь представьте 189 пассажиров Ryanair, большая из которых не особо искушена в авиаперелетах и, экономя на багаже, набивает ручную кладь ВНЕЗАПНО запрещенными предметами. Каждому нужно объяснить, почему предмет запрещен, еще раз проверить… В общем, лучше приезжать в аэропорт заранее, имея онлайн-регистрацию, и прошмыгнуть во время «окна» между вылетами дискаунтеров.
После досмотра, сразу справа, находится бизнес-зал Hugo Junkers Lounge: тесный и с неудобными креслами, но зато с Wi-Fi и широким выбором алкоголя. Из еды — только орешки, крекеры да печеньки с шоколадками. Из окон открывается панорамный вид на аэродром.
Кстати, для любителей посмотреть на самолеты в Шёнефельде есть терраса на втором этаже. Она открыта с 10 до 18 часов, вход стоит 2 евро для взрослых и 1 евро для детей. Ребенку на террасе будет гораздо интереснее, чем в душном и тесном накопителе. Только имейте в виду: с вещами на террасу не пускают.
В чистой зоне находится также довольно большой магазин Duty Free (Heinemann), правда, цены здесь очень низкими не назовешь. Интересно, что и для европейских, и для не-европейских направлений цены одинаковы, хотя вторые должны теоретически быть ниже, но скидки распространяются только на сигареты, которые везти в Россию, конечно же, бессмысленно.
После паспортного контроля вы попадаете в небольшой стеклянный аквариум, из которого далее можно попасть только в самолет. Туалетов, магазинов и еды там нет, так что хорошо подумайте, прежде чем туда отправляться. Зато в чистой зоне можно неплохо поесть: тут имеется и пекарня с разнообразными булками и кофе, и ирландский паб, и Бургер Кинг, так что, приехав в аэропорт заранее, вы не заскучаете. Тут же имеются магазины с продуктами и напитками, которые можно брать с собой на борт.
Есть среди них и алкогольные, однако помните, что многие авиакомпании запрещают пить на борту свой алкоголь. О том, как обойти этот запрет, мы обязательно скоро напишем, впрочем, способы довольно очевидны и без этого. Отметим лишь, что самочувствие от алкоголя в полете только ухудшается, а если вы боитесь летать, то сходите на какие-нибудь курсы.
С противоположной стороны летного поля расположен новый аэропорт Берлин-Бранденбург (BER), который имеет, однако, тот же ИКАО-код, что и Шёнефельд: EDDB. Что, впрочем, логично, поскольку аэродром-то один и тот же, а новый аэропорт Бранденбург — это, по сути, новый терминал, примерно как Шереметьево-2 по отношению к Шереметьево-1. Терминал построен еще 2006-2011 годах, но еще не открыт, поскольку не принят комиссией из-за обнаруженных многочисленных нарушений при проектировании и строительстве (в частности, неработоспособной получилась система дымоудаления при пожаре, нет молниеотводов и недостаточна мощность аварийных генераторов), устранение которых обойдется в значительные суммы денежных средств, взять которые неоткуда: изначально аэропорт должен был стоить 1,7 млрд евро, а сейчас смета уже возросла до 5,1 млрд, да и подрядчика, готового переделать уже построенный аэропорт, пока не могут найти. Международный скандал получился что надо. Когда откроется новый аэропорт, непонятно, сейчас говорят о 2017 году однако известно, что до него будут продлены линии S-Bahn, а старый аэропорт Шёнефельд будет закрыт, равно как и второй аэропорт Берлина, Тегель.
Илья Шатилин
У Аэрофлота, Илья, 4 рейса в день в Берлин…
Исправим, спасибо
а пассажиры раянэйр летают почаще чем среднестатистический россиянин
Чем среднестатистический летающий в Берлин россиянин? Или ты с летающими раз в год в Турцию чартером сравниваешь?
чем просто россиянин.
Пассажир чего угодно летает в среднем чаще, чем просто россиянин 🙂
S bahn едет 25 минут до Zoologischer Garten это не так далеко от центра, до него потом можно доехать на такси примерно за 15 евро..ну или на общественном транспорте. Электричка за 40 мин доедет до центрального вокзала, а это самый центр уже.
С-бан не едет до зоопарка. Только с пересадкой на осткройц. И едет он туда около часа.
Возможно я путаю название линии, но зимой сам ехал до зоо на поезде..как вспомню напишу
Regio наверное, мы ею и советуем пользоваться.
Я зимой собиралась в Германию, так что в этом аэропорту мне только предстоит побывать. Надеюсь там я быстро сориентируюсь. Тем более что сейчас я знаю его секреты 😉
Я путешествую достаточно часто и могу с уверенностью сказать, что этот аэропорт самый лучший. По крайней мере там мне было комфортно, я сразу сориентировалась и нашла свой терминал.
Аэропорт мне понравился. Был я в нем в декабре 2012 года. Не смотря на свое плохое владение иностранным языком, я быстро нашел терминал, который мне был нужен. В аэропорту вообще хорошая организация.
Подскажите какие электрички ходят из Ростока до станции шенефелд в Берлине?
Напрямую никакие, нужно ехать до одного из берлинских вокзалов и пересаживаться на S-Bahn или RE/RB
Транзитом в аэропорту «установлен старый вагон городской электрички S-Bahn с большой вывеской» хотел прогуляться и посмотреть . Нет больше этого вагона:( сказали , что полгода назад его убрали
Еще пара уточнений:
— электрички RE ходят с интервалом 30 минут далеко не всегда — часто получается, что чтобы не выезжать сильно заранее или не ждать слишком долго, приходится ехать каким-то иным способом (при том, что поезд я люблю больше всего и мне он удобнее всего)
— помимо перечисленных способов еще есть дневной автобус до конечной станции линии метро U7 Rudow, он тоже часто оказывается довольно практичным способом
— о «секретах»: в Шонефельде есть две основных зоны ожидания рейсов — в терминале А (из которого летает Аэрофлот) и терминала D. на карте они никак не соединены и кажется, что это два совершенно отдельных здания, но на самом деле, если пойти в терминале А вправо (мимо duty free) то попадаешь в терминал D. зачем? в терминале A катастрофически мало сидячих мест, низкие потолки, в кафе Marche очень душно. Терминал D — гораздо более просторный ангар, там проще найти место присесть, Marche устроен как фуд-корт. заняться там точно так же нечем, при этом ))
[…] Это вопрос цивилизации и возможности обмануть. В Берлине такого нет. Вышел, сел, поехал по городскому тарифу. […]
Спасибо за информацию об аэропорте и транспорте!