В жизни каждого авиапутешественника когда-нибудь обязательно наступает тот неловкий момент, когда он опаздывает на самолет. По какой причине — не так важно. Кто-то проспал, кто-то поехал вместо аэроэкспресса на такси и застрял в пробке, кто-то поехал на своей машине и проколол по дороге колесо. Кто-то решил схитрить и вместо билета с пересадкой купил два отдельных билета, а первый рейс задержали. В общем, не важно, почему — главное, что вы уже в аэропорту, а рейс уже улетел или вот-вот улетит. Что же делать?
На самом деле здесь может быть три различных варианта ситуации.
Первый — рейс еще не вылетел, но регистрация закончена. Тут важно сразу отметить, что «не вылетел» — это значит, что еще не закончена посадка. То, что сам борт еще стоит на перроне у вас перед носом, еще ничего не значит: если посадка окончена, закрыты двери и т.д., то никто вас на рейс уже не посадит в любом случае — закончившаяся посадка для вас эквивалентна вылету, считайте, что самолет уже в воздухе. Обычно гейт закрывается минут за 20 до вылета по расписанию, но в любом случае нужно убедиться, что рейс, скажем, не задерживается.
Так вот. Регистрация закончена, но рейс не вылетел. Если вы заранее зарегистрировались онлайн и у вас есть посадочный талон, но нет багажа — вам повезло. Бегите на посадку и летите. Если у вас есть багаж — это уже проблема. Небольшой чемоданчик вам, скорее всего, разрешат взять с собой в качестве ручной клади (если вы, конечно, не летите дискаунтером), но если речь идет о двух огромных чемоданах, то тут можно посоветовать разве что срочно вытаскивать из них самое необходимое, а остальное сдавать в камеру хранения до возвращения, причем делать это нужно быстро, ибо между окончанием регистрации и окончанием посадки у вас будет всего минут двадцать. Если же это решение для вас неприемлемо, то переходим ко второму варианту.
Второй вариант — это когда закончилась и регистрация, и посадка, но еще не наступило время вылета рейса по расписанию. В этом случае вам необходимо срочно бежать в представительство авиакомпании, чтобы перебронировать билеты на более поздний рейс.. В зависимости от класса обслуживания и тарифа эта услуга может быть бесплатной (в частности, для бизнес-класса и самых дорогих «экономов», например, у «Аэрофлота» это «Премиум»), либо платной: тариф зависит от направления, для внутренних перевозок он считается в рублях, для международных — в валюте, а также от возвратности тарифа (для дешевых невозвратных билетов сбор может даже превышать их стоимость). Сбор взимается за каждый сегмент. Однако не спешите радоваться: уплатой сбора вы ограничитесь только в том случае, если на следующий рейс есть билеты по вашему же тарифу. Если он был дешевым и вы покупали его заранее, то наверняка на следующий рейс билетов по такому тарифу уже не осталось, поэтому придется, помимо штрафа, уплатить еще и разницу в тарифах. Но и в этом все равно может быть смысл, поскольку если вы откажетесь и решите купить новый билет, скажем, другой авиакомпании, то обратные сегменты первого билета у вас автоматически аннулируются!
Их можно попытаться спасти «рокировкой направлений», поменяв сегмент, на который вы опаздываете, на дату после даты обратного вылета: здесь куда больше шансов на то, что не придется доплачивать до более дорогого тарифа. В этом случае вы покупаете новый билет «туда» или даже «туда-обратно» с обратным вылетом на еще более позднюю дату: в результате зачастую два раза слетать по одному направлению может оказаться дешевле, чем доплачивать при опоздании.
Третий вариант — это так называемое no-show, когда закончились все полимеры — в смысле, наступило время вылета по расписанию (или +30 минут для «Аэрофлота»), а пассажир не явился. В этом случае (если только у вас не самые дорогие тарифы) все билеты автоматически превращаются в тыкву, а по тыкве улететь, к сожалению, никуда не получится и вам нужно будет покупать новый билет. При этом, если у вас дорогой тариф, позволяющий вносить изменения в бронирование даже после вылета рейса, очень важно иметь в виду следующее неочевидное правило: если ваш обратный билет забронирован по более дешевому тарифу, что весьма вероятно, то при опоздании на рейс «туда» он автоматически аннулируется, и по вашему дорогому тарифу вы улетите в один конец, а тариф обратного билета вам придется либо повышать с доплатой до такого же дорогого тарифа, либо покупать новый билет.
Если вы оказались в такой ситуации и понимаете, что окажетесь в аэропорту после вылета рейса по расписанию, то срочно звоните в колл-центр: в ряде случаев, когда на последующих рейсах величина тарифов со сборами не превышает уже заплаченной вами стоимости, то изменить бронирование большинство авиакомпаний может и по телефону. Если же нужно доплатить хоть рубль, то это может происходить только в кассах — и, оказавшись в кассе позднее вылета рейса по расписанию, будьте готовы раскошелиться.
А в некоторых авиакомпаниях при комбинации возвратного и невозвратного тарифов условия внесения изменений для всех сегментов будут такими же, как по невозвратному.
Илья Шатилин
Ничего не понял. Нужна инфографика
Хорошая идея, попробуем нарисовать. Наверное, в виде алгоритма.
У большинства авиакомпаний no show наступает в момент окончания регистрации на рейс, а не при вылете рейса по расписанию, т.е., как правило, за 40 минут до вылета.
А есть особенные авиакомпании, у которых no show считается, если до вылета остались сутки или менее 3-х часов. В общем у каждой авиакомпании свои заморочки.
Если пассажир зарегистрирован, но не пришел, тогда no show. Но если он не зарегистрирован и регистрация закрыта, то да, no show уже тогда.