Как и на обычных дорогах, в аэропорту есть свои правила движения. Вернее, не в аэропорту, а на аэродроме – то есть, на взлетно-посадочных полосах, рулежных дорожках и перроне. Перрон на аэродроме – это вовсе не то же самое, что перрон на вокзале. На вокзале это платформа вдоль путей, а на аэродроме это большая забетонированная площадка, на которой самолеты стоят, заправляются, разгружаются и загружаются и т.п. – в общем, то самое «поле», чаще всего примыкающее к зданию аэровокзала.
Максимальная скорость движения ограничена 40 километрами в час. При движении к стоянкам – 20 км/ч. А в зоне безопасности (например, вблизи стоянок самолетов или внутри зданий) и вовсе нельзя разгоняться выше 5 км/ч. Впрочем, спецтранспорту с включенными синими, красными и желтыми проблесковыми маячками (мигалками) можно двигаться и быстрее: это, в частности, машины руководителя полетов, сопровождения воздушных судов, пожарные и санитарные машины, а также машины, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ.
На перекрестках, как и на обычных дорогах, действует правило «Помеха справа», то есть, требуется уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся с правой стороны. Однако существуют и знаки приоритета, показывающие, у кого дорога главная, а у кого второстепенная.
Впрочем, приоритет определяется не только направлением и знаками. Так, в частности, наивысший приоритет имеют пешеходы, но не все, а пассажиры, идущие пешком к самолету или от него во время посадки и высадки.
Среди машин наивысший приоритет имеют самолеты и автомобили сопровождения (Follow-me car) с включенными красными проблесковыми маячками. За ними следуют машины экстренных служб с синими мигалками и включенными сиренами. Наименьший приоритет у транспортных средств с желтыми и оранжевыми мигалками, к ним также приравнивается все, что они сопровождают или буксируют (в частности, такими мигалками оснащают багажные буксиры и перронные тягачи, поэтому, например, движущийся своим ходом самолет имеет преимущество перед буксируемым).
И, конечно, те, кто едет по дорогам, имеют приоритет над теми, кто на них выезжает. И речь тут не о рулежных дорожках – на перроне «дороги» обозначены специальной разметкой в виде сплошных белых линий. Прерывистые линии – разделительные для движения в разных направлениях, стрелки обозначают одностороннее движение. Кстати, дороги для спецмашин закольцованы, чтобы им не приходилось лишний раз разворачиваться. Желтые линии предназначены для самолетов и используются только для руления (они так и называются – оси руления): воздушное судно должно двигаться так, чтобы носовая стойка шасси ехала вдоль желтой линии. В конце линии находится Т-образный знак остановки.
Красные прямоугольники обозначают места «танкпитов», то есть, выводы топливных магистралей: в современных аэропортах заправка самолетов топливом осуществляется не при помощи автоцистерны, как раньше, а подключением специального шланга к муфте «колонки», трубы от резервуаров с авиакеросином к которой проложены под землей. Почти как на бензоколонке, вот только шланг и счетчик устанавливаются на специальном автомобиле, который называется сервисером. Так вот, прямоугольники должны быть всегда свободны, двигаться по ним нельзя.
Красно-белые полоски обозначают парковочные зоны для машин и оборудования; заезжать на них можно только в процессе наземного обслуживания самолетов. Кстати, для наземного обслуживания разработаны даже стандартные схемы подъезда спецмашин, причем они продуманы даже для каждого отдельного типа ВС.
Илья Шатилин