Санкт-Петербургский аэропорт «Пулково» подвел итоги 2014 года и на торжественном мероприятии «LED Together-2014» наградил особо выдающиеся авиакомпании.
За минувший код пассажиропоток в аэропорту вырос на 11% и составил 14264732 пассажира; традиционно Пулково занимает 3 место по пассажиропотоку в России после Шереметьево и Домодедово. Количество взлетно-посадочных операций выросло только на 7,2%, что говорит о росте заполняемости кресел, а также объясняется тем, что многие авиаперевозчики стали использовать ВС большей вместимости; в пиковые даты даже на коротких маршрутах вроде Москвы часто можно было увидеть широкофюзеляжные лайнеры.
Между тем количество авиакомпаний, летающих из Пулково, сократилось с 73 до 70, а количество направлений со 164 до 159. Между тем было открыто 12 новых направлений (т.е. закрыто 17) и пришло 3 новых авиаперевозчика (т.е. ушло 6).
Из новых маршрутов — 2 международных (Лиссабон и Термез), остальные — внутренние, субсидируемые государством. В 2015 году субсидии урезали, поэтому судьба этих маршрутов может быть печальной. Всего в Пулково по 65 направлений по России и за рубеж, и 29 — в страны СНГ.
Новые авиакомпании — это Germanwings (на самом деле просто Lufthansa передала своему дочернему лоукостеру направление на Дюссельдорф), TAP Portugal в Лиссабон и уже прекратившая свое существование «Московия» в Астрахань
24 авиакомпании выполняют внутренние рейсы, 33 — международные, и 13 перевозчиков летают в страны СНГ. Из-за консолидации российского авиарынка количество авиакомпаний, выполняющих внутренние рейсы, снижается.
Однако 50% пассажиропотока приходится на внутренние линии. За год он вырос на 22,9%. Международные линии прибавили всего 3,6% и их доля составила 41%. Пассажиропоток в страны СНГ упал на 8,4% (во многом из-за ситуации на Украине) и его доля составила 9%.
36% трафика в Пулково генерирует базирующаяся в нем авиакомпания «Россия» (36%). На втором месте с 10,4% — «Аэрофлот», летающий только в Москву. 9,8% — у «Трансаэро», далее с 4,3% идет S7, 4,1% у «ЮТЭйра», 2,9% у «Уральских авиалиний», 2,8% у Lufthansa и 2,1% летают «Оренэйром».
«Пулково» также запустило в октябре 2014 года программу стимулирования грузоперевозок. Она предполагает скидки на тарифы до 45% для новых перевозчиков, а также авиакомпаний, увеличивающих частотность.
Готовится к запуску программа М2 для обеспечения стыковок рейсов авиакомпаний, не имеющих соглашений по интерлайну и код-шеру; о ней мы готовим подробный материал.
Что касается номинаций для авиакомпаний, то их было 11:
Лучший «новичок» — TAP Portugal.
Наиболее динамично развивающееся направление — Кишинев, Air Moldova.
Самый быстрорастущий перевозчик с пассажирооборотом более 300 тыс. — S7 (+56 тыс. пассажиров).
Самый быстрорастущий перевозчик с пассажирооборотом 50-300 тыс. — Vueling (+36 тыс.)
Самый быстрорастущий перевозчик с пассажирооборотом 10-50 тыс. — Korean Airlines (+4 тыс.); также это основной регулярный перевозчик, выполняющий грузовые рейсы.
Лучшее возрождение маршрута — Южно-Сахалинск, Трансаэро: с июня по октябрь перевезено 5700 пассажиров по программе государственных субсидий.
Лучший региональный авиаперевозчик — Руслайн, (+30 тыс.), открывший направления в Киров, Липецк и Саранск.
Лучший вклад в развитие туризма — Nordwind Airlines.
Лучшая авиакомпания по маркетингу — Turkish Airlines.
Ожидание-2015 — Brussels Airlines
Лучшая результативность — Россия.
Илья Шатилин