Итак, вы научились отличать «Аэробус А320» от «Боинга 737». Однако в семейство A320 входит как минимум 4 различных типа самолетов, не считая различных модификаций. Это собственно сам A320, а также A321, A319 и совсем редкий A318, увидеть который — большая удача. Имеются также вспомогательные индексы (A320-200, A319-100 и т.п.), однако они не имеют здесь такого значения, как у Boeing, поэтому ими можно пренебречь.
Начнем с A320. Базовая и самая массовая модель семейства, вмещает до 180 пассажиров в максимально плотной одноклассной компоновке (30 рядов «эконома»). При двухклассной компоновке чаще всего встречаются конфигурации типа 8 «бизнесменов» и 150 «экономистов», однако все зависит от авиакомпании; например, большинство A320 «Аэрофлота» (те, что выпущены до 2013 года) имеют компоновку 20C/120Y, итого 140 человек. Каждая авиакомпания выбирает компоновку в зависимости от потребностей, а салоны могут переделываться и в процессе эксплуатации. При этом нумерация кресел у каждой авиакомпании своя, и не всегда понятная пассажиру. Например, раз уж мы заговорили об «Аэрофлоте», у них первый ряд «эконома» всегда 6-ой, вне зависимости от того, пять там рядов «бизнеса» впереди или всего два.
Но хватит лирики. Как же все-таки отличить A320? Очень просто: посчитать аварийные выходы на плоскость крыла. Если их с каждой стороны по два — скорее всего, перед вами A320. Почему «скорее всего»? Потому что есть редкие исключения из этого правила, но потерпите немножко.
A321 — удлиненная версия A320. В одноклассной компоновке в него помещается аж 220 пассажиров (но обычно сажают 210 в 35 рядах), а при двухклассной может быть и 170 (28 пассажиров бизнес-класса на 7 рядах и 24 ряда «эконома», где летят 142 пассажира), и 204 (8/196) и т.п. Куда дели еще двоих? Дело в том, что один из рядов возле аварийного выхода и туалетов не имеет кресел у окна (A, F) — потому, что и окна там нет, а есть аварийный выход и станция бортпроводника. Правда, туалеты в середине салона устанавливают далеко не все авиакомпании; те, кто экономит, оставляют их только в хвосте, а свободное место занимают еще одним рядом кресел. Различить компоновку очень просто: если перед вторым аварийным выходом нет иллюминатора — там туалет. Есть — значит, там сидят пассажиры.
И, собственно, главное отличие A321 от других самолетов семейства — это отсутствие аварийных выходов на плоскость крыла в виде люков. Вместо них — полноразмерные двери перед и за крылом, оборудованные полноценными надувными трапами. Видишь с каждой стороны по четыре больших двери на практически равном расстоянии друг от друга? Это A321. Правда, система Cabin Flex в новых A321neo немного спутала карты: появились A321 с люками над крылом и без второй двери.
A319, как нетрудно догадаться — укороченная версия A320. Сюда помещается до 156 (обычно 150) пассажиров в одноклассной компоновке, но чаще всего встречаются 2 ряда бизнеса и 18 эконома, итого 8С/108Y. Отличить A319 можно по одному аварийному выходу на плоскость крыла с каждой стороны. Но, внимание, исключение: бывают A319, у которых выходов два! То есть, как у A320. Это как раз «бочки с селедкой» на 150 пассажиров, имеющиеся у некоторых авиадискаунтеров. По нормам безопасности при такой пассажировместимости должно быть восемь аварийных выходов, а не шесть. Повторимся, такие самолеты встречаются редко, поэтому «правило двух выходов» для A320 работает практически всегда. Но лучше для верности измерить глазом фюзеляж: у A319 аварийные выходы на крыло делят фюзеляж на две практически одинаковые части, а у A320 хвостовая часть заметно длиннее носовой.
A318 — еще более укороченная версия. Очень редкая: построено всего 77 штук (для сравнения, 320-ых — три тысячи). В одноклассной компоновке туда помещается 132 лягушки на 22 рядах, а вот соседи по другую сторону Ла-Манша эксплуатируют такие борты с 32 креслами бизнес-класса — и ни одного «эконома»! Дело в том, что самолет специально рассчитан на заходы на посадку на аэродромах с большим углом глиссады (то есть, когда борт снижается с большой вертикальной скоростью) и короткой полосой, как, в частности, в аэропорту Лондон-Сити (LCY), расположенном в центре города. Попробовать такие «американские горки» могут позволить себе пассажиры из Нью-Йорка. Да-да, малыш летает на такие дальние расстояния! Отличить A318 от A319 очень сложно, но можно: посчитайте количество окон между первой дверью и аварийным выходом. У A319 будет 12 или 13, у A318 — 11. Настоящие споттеры помнят, что у A318 киль чуть выше, чем у других представителей семейства, но разница видна, если самолеты поставить рядом.
Семейство A320neo внешне отличается от «обычных» A320 в первую очередь более крупными двигателями. Однако только очень опытный наблюдатель с ходу на глаз определит немного увеличенный диаметр вентилятора и форму лопаток. Для всех остальных главным признаком «Нео» станет форма гондолы: у новых самолетов есть «рожки» или «наплывы» в нижней части, которые хорошо видно сбоку или снизу.
Кроме того, в A321neo реализована концепция Cabin Flex: их можно заказать с другой конфигурацией аварийных выходов, например, с двумя или четырьями люками на плоскости крыла в качестве дополнения или замены одной паре дверей. При полном наборе дверей и люков пассажировместимость по Exit Limit увеличивается до 250 пассажиров.
В следующий раз мы научимся различать «Боинги-737». Оставайтесь в своих креслах с застегнутыми ремнями.
Илья Шатилин
Отличная статья, очень интересно. Спасибо автору.
Есть и про «Боинг», почитайте =) https://www.frequentflyers.ru/2015/05/12/737_types/
Молодец) Ещё пару лекций и экзамен)))