В авиации относительно часто случаются ситуации, когда авиакомпания, продавшая билет пассажиру, по каким-то причинам не может выполнять рейс. Самое простое — это отмена рейса: продано слишком мало билетов, неисправен самолет, и так далее.
Чуть сложнее отмена сразу нескольких рейсов: например, «Россия» вывела из эксплуатации свои Boeing-767 и теперь ей не на чем летать из Москвы в Благовещенск, а из Санкт-Петербурга в Симферополь. А бывает, что авиакомпания и вовсе прекращает свое существование.
Для пассажира такие неожиданности всегда оборачиваются лишним стрессом, однако переживать не стоит. Уж если даже вкладчикам лопнувших банков государство гарантирует сохранность вкладов, то и в пункт назначения вы попадете. Вопрос заключается только в том, каким способом.
Про самую распространенную ситуацию — отмену одного рейса — мы уже подробно рассказывали. https://www.frequentflyers.ru/2014/03/25/cancelled_flight/. Если вкратце, то вас, скорее всего, отправят следующим рейсом либо альтернативным маршрутом — своими же рейсами с пересадкой либо рейсами других авиакомпаний. Как правило, это авиакомпании того же альянса или те, с которыми заключены соглашения о код-шеринге или интерлайн: в этом случае проще произвести взаиморасчеты.
При пересадке на рейс другой авиакомпании пассажирам раньше выдавали FIM: Flight Interruption Manifest — специальный талон, заменяющий бумажный билет. Он содержал данные о первоначальном рейсе и данные о новом, то есть, фактически, представлял собой новый билет, с которым можно было пойти и зарегистрироваться на рейс на стойке регистрации, как будто вы купили билет у авиакомпании, которой фактически летите.
Сейчас FIM используются все реже, в основном в небольших региональных аэропортах при полетах небольших региональных авиакомпаний — между крупными авиаперевозчиками документооборот налажен в электронном виде и при пересадке вам выпишут обычный электронный билет, с которым можно даже успеть зарегистрироваться на сайте.
Если же авиакомпания вообще перестает летать по маршруту, отменяя все рейсы, то просто так в аэропорту вас на новый рейс не пересадят. Например, в последней истории с выводом «Россией» «Боингов-767» и отменой всех рейсов в Благовещенск «Аэрофлот» обратился с просьбой перевезти пассажиров к «Трансаэро», которое с радостью согласилось увеличить пассажиропоток: 10,5 тысяч пассажиров на дороге не валяются. Однако им, получив уведомления об отмене рейсов, придется перебронировать свои билеты у агентов; купившим билеты на сайтах для этого даже не потребуется никуда идти; процедура, естественно, бесплатна, и все взаиморасчеты авиакомпании производят сами между собой. Это наиболее цивилизованный и удобный способ, хотя всегда можно вернуть деньги и купить новые билеты самостоятельно.
Хуже всего, когда авиакомпания отменяет рейсы из-за собственного банкротства. Конечно, если вы находитесь за границей, то велика вероятность того, что посольство России в стране пребывания придет вам на помощь и рано или поздно вы улетите домой. При нахождении в России обратный билет вам тоже обеспечит Росавиация за счет федерального бюджета. В 2010 году, кстати, был подготовлен законопроект «О гарантиях исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров», согласно которому авиакомпании должны были перечислять часть средств от продажи каждого билета в специальный резервный фонд, однако он так и не был принят.
В других случаях, то есть, когда перевозчик обанкротился до того, как вы выехали из дома в аэропорт, можно попытаться вернуть стоимость билетов через суд, подав иск к агенту (т.е. компании, в которой вы покупали билет), однако взыскиваться средства будут в конечном итоге с авиаперевозчика, то есть решение суда-то будет в вашу пользу, но деньги вы получите приблизительно никогда.
Илья Шатилин
у меня билет на кд авиа, на агента подавать в суд или на авиакомпанию?