Помимо отмены или задержки рейса есть еще один неиллюзорный шанс никуда не улететь: это овербукинг. Мудреное слово на русский язык переводится как «перебронирование», а суть очень проста: на рейсе по тем или иным причинам оказывается занято больше мест, чем физически существует в самолете. Почему так бывает и как этого избежать?
Причин этому может несколько. Самый простой случай — это когда из-за технического сбоя летит борт меньшей вместимости, чем было запланировано изначально. Например, A319 вместо A320 или Boeing-737-700 вместо 737-800. Изначально запланированный борт может сломаться, задержаться из другого рейса и так далее: чтобы не задерживать всех пассажиров, отправляют хотя бы большинство. Этот овербукинг называют техническим.
Правда, тут есть хитрость, которой активно пользуются авиакомпании: изначально тип ВС заявляется один, потом продают билетов столько, сколько продадут, а потом ставят на рейс тот тип, который максимально близок по пассажировместимости количеству проданных билетов.
А на самом деле авиакомпании делают еще проще: заранее знают, какой будет тип, но все равно продают больше билетов. Дело в том, что средняя загрузка рейса сегодня составляет порядка 80% кресел, при этом порядка 10% пассажиров вообще не являются на борт: кто-то опаздывает, кто-то решает не лететь, у кого-то срывается стыковка из-за проблем с предыдущим сегментом — и это еще без учета тех, кто билет попросту решил сдать или обменять. Такой овербукинг называют коммерческим.
На разных направлениях статистика неявки разная: короткие «деловые» вроде Москва-Петербург или Мадрид-Барселона лидируют, больше дисциплины на «морских» дальнемагистральных рейсах типа Таиланда, которые бронируют сильно заранее и подстраивают все планы. В Питер же можно не улететь, чуть задержавшись на переговорах и попав после этого в пробку.
Чтобы не возить воздух, а увеличить выручку, и практикуют овербукинг. В результате получается довести заполняемость до почти 100%. Но нельзя предсказать все нюансы: может случиться так, что опоздавших оказалось меньше, и все купившие билеты на борт не помещаются. Формально это в России вообще запрещено (потому что нарушается договор перевозки с пассажиром), но авиакомпании, в частности, «Аэрофлот», стараются узаконить такую практику, тем более что все равно в законе есть лазейка: официально все оформляется в большинстве случаев как замена борта на борт меньшей вместимости, а так делать можно.
Кроме того, овербукинг может возникать, когда пассажиров трансферного рейса, опоздавших на стыковку, пересаживают на следующий рейс (это тоже технический овербукинг).
Что же делать? В самом простом случае вы вообще ничего не заметите: при овербукинге в несколько кресел «лишних» пассажиров просто пересадят в бизнес- или комфорт-класс, если там есть свободные места (а они там обычно есть). Если овербукинг серьёзнее и пассажиров несколько десятков, то представитель авиакомпании может сам возле гейта или стойки регистрации объявить о перебронировании и предложить добровольцам какие-то блага за то, чтобы не лететь сейчас: например, те же бонусные мили или апгрейд в бизнес-класс, но на следующем рейсе. Если таковых не находится, то в расход, как правило, идут те, кто зарегистрировался на рейс последним. Поэтому всегда лучше пользоваться онлайн-регистрацией: придя на стойку, можно натолкнуться на то, что вы — лишний. Кроме того, некоторые авиакомпании не практикуют овербукинг вообще: например, на тему недопустимости перебронирования неоднократно высказывалось руководство «Трансаэро»; впрочем, в Интернете полно свидетельств обратного — но, напомним, от замены борта не застрахован никто, так что речь идет, скорее, о сознательной продаже большего количества билетов.
Если вы все же стали жертвой овербукинга, то дальше ситуация будет развиваться так же, как и при отмене рейса: вас отправят либо следующим рейсом, либо альтернативным маршрутом, не забыв о гостинице в случае вынужденной ночевки и питании. Так что если вы не торопитесь, есть смысл не отказываться от дополнительных приключений: опытный путешественник относится к такой ситуации как к внезапному бесплатному стоповеру и идет изучать окрестности. Хороших вам впечатлений!
Илья Шатилин