С 15 июля подорожают билеты на рейсы «Аэрофлота», приобретаемые у агентов: в первую очередь это касается многочисленных билетных сайтов, где оплата чаще всего происходит банковской картой. Авиакомпания разослала агентам письмо следующего содержания:
«Информируем вас, что в рамках программы сокращения затрат, ОАО «Аэрофлот» принято решение о деактивации с 15.07.2015 опции централизованного прямого эквайринга при оплате авиабилета пластиковой картой в каналах BSP, ТКП и по прямым договорам, для чего будут введены соответствующие настройки в системах бронирования, которые не позволят оформить перевозочный документ с формой оплаты СС (GDS Amadeus, Galileo, Sabre) или ПК (Сирена Тревел)».
В переводе на русский язык это означает, что оплата с карты будет производиться не напрямую в авиакомпанию (у некоторых OTA, например, OneTwoTrip, есть даже возможность выбора, кому платить), а в агентство, что увеличит стоимость билета как минимум за счет того, что комиссию за эквайринг (т.е. оплату банковской картой) в размере 2-3% банку заплатит агентство и, как следствие, пассажир, в то время как ранее ее оплатила бы авиакомпания – такой вариант всегда оказывался дешевле. Пассажиры в большинстве случаев выбирают оплату непосредственно в авиакомпанию, поскольку преимуществ у более дорогого варианта нет почти никаких: разница есть только при возврате билетов, во втором случае этот процесс может быть чуть быстрее (тот же OneTwoTrip обещает сделать это в срок до 30 банковских дней, а не до 60, как авиакомпания). Зато, кроме более высокой цены билетов, есть и недостатки: в частности, владельцы сайта-агентства в какой-то момент могут просто решить сбежать с деньгами, не перечислив их авиакомпании, и тогда вы останетесь без денег и на земле: авиакомпания аннулирует неоплаченную бронь. Например, в прошлом году сюрпризы в виде испорченных отпусков и сорвавшихся командировок получили покупатели билетов у Senturia и Eviterra.
Желание «Аэрофлота» переложить эквайринг на агентов понятно: это позволит перетащить онлайн-продажи билетов на свой сайт и не делиться ни с кем комиссиями – сейчас агенты продают аж 77% билетов «Аэрофлота» (в это число входят не только онлайн-продажи, но и продажи в обычных авиакассах и турфирмах). Ранее так же сделала авиакомпания S7, гарантирующая минимальные цены на своем сайте по сравнению с любыми другими каналами продаж, а «Трансаэро» и вовсе часть билетов по самым низким тарифам продает только на своем сайте, не «публикуя» их в GDS – кстати, так же поступают и многие лоукостеры; метапоисковики такие билеты не находят или находят с трудом, поскольку вынуждены анализировать непосредственно контент на сайте, имитируя деятельность человека, а не напрямую подключаясь к базам данных. Такая «закрытость» связана с тем, что клиент, покупающий билет на сайте авиакомпании, а не через агентство, может также забронировать отель, автомобиль и т.п. – и комиссию в данном случае получит авиакомпания, а не стороннее агентство.
Комиссия агента от «Аэрофлота» на билеты эконом-класса также не превышает 5%, а в среднем составляет те же 2-3%, которые он теперь заплатит за эквайринг. Чтобы сохранить рентабельность, придется либо повышать комиссию, либо пытаться заработать на дополнительных услугах, которые, впрочем, в здравом уме практически никто не покупает.
«Безусловно, эта мера усилит финансовые нагрузки на агентов, особенно тех, кто работает онлайн. Стремления авиакомпании понятны, но должна быть равная альтернатива, как в случае, например, с Lufthansa, которая вводит сбор для агентов за использование GDS (14 евро с билета — прим. И. Ш.) но при этом предлагает собственную онлайн-платформу, практически полностью заменяющую эти самые GDS. В данном же случае, насколько нам известно, ничего подобного не планируется” – прокомментировал ситуацию представитель одного из агентов «Аэрофлота», пожелавший остаться анонимным.
«Почему-то мне не кажется, что это такая уж большая драма для путешественников. Билеты Аэрофлота отлично видно через мета-поисковики и как только цена обновится, первым в выдаче будет сам перевозчик.
Более того, сейчас при переходе мета — ОТА стоимость перелета «бьется» между авиакомпанией и агентом. Это может создавать конфликтные ситуации, так что перевод средств агенту и его ответственность за возврат и пр., возможно, не самая плохая история», — комментирует представитель Aviasales Янис Дзенис.
Илья Шатилин