Обычно многолюдное в течение учебного года здание тренажерного центра СПбГУГА нынче отдыхает: лето, каникулы. Кабины Airbus А320, Boeing737, Diamond, Cessna и даже Як-40 и Ан-26, где тренируются будущие, действующие и проходящие переобучение лётчики,готовы принять нас без очереди.
В коридорах тренажёрного центра тихо и пустынно. Жизнь есть только за дверями с заманчивыми названиями вроде «Лаборатория аэронавигации. Макет кабины экипажа самолёта Airbus A320», где работают инженеры, которые приводят тренажеры в чувства после учебного года. Эйрбас, принявший нас первым, при запуске тут же продемонстрировал отказ одного из двигателей. «Налетали тут студенты, вечно что-нибудь не выключат за собой», – пояснил сотрудник тренажерного центра. Преодолев неприятность перезагрузкой, мы заняли исполнительный.
Эйрбас в конце июня, пожалуй, самый ленивый из тренажёров: запрограммировал маршрут, курс, включил автопилот и наслаждайся. Но в течение учебного года вряд ли кто-то сидит в этих креслах с такими расслабленными лицами.
Однако будущему пилоту попасть в такую кабину можно далеко не сразу. Сначала студенты занимаются в классах, где их учат понимать приборы. В таких классах совершенно необязательна реалистичность обстановки и шикарная графика, главное – разобраться в цифрах и стрелках. «Собрать стрелки в кучу», как здесь говорят.
Класс, где учат отработке процедур на самолёте Boeing 737, выглядит внушительнее. Специально для нас сейчас зажгут экраны.
Здесь имитация приборов выполнена на экранах, касание пальцем – и ты уже прибираешь обороты двигателя или, например, включаешь посадочные огни. На средней панели вы можете увидеть как будто лист бумаги, приклеенный скотчем: это памятка перевода метров в футы. Выглядит натуральнее всего.
«Настоящий Боинг» в Центре тоже есть. Кабина 737NG в момент нашего появления проходила обслуживание, и в выключенном состоянии выглядела намного сиротливее кабины Airbus.Но мы же помним главное о Боингах: у них есть штурвалы. А колёсико по левую руку от КВС – это для управления рулением на земле.
По ходу нашей экскурсии возник вопрос: осталась ли в Центре какая-нибудь «старина» – «аннушка», «туполь»… Частично – да, но, например, Ан-2 и Як-18 потеряли свою актуальность, их тренажеры больше не работают. По пути к оставшимся в живых и, хотя крайне редко, но всё же эксплуатируемых в наше время Як-40 и Ан-26, мы подглядели в пару комнат, где обстановка отсылала к книге «Понедельник начинается в субботу».
Тук-тук, можно? Из-за двери раздаётся «Да». За кабинет, где стоит тренажер Ан-26, также отвечает отдельный специалист. Он рассказывает, что, пусть и редко, но на этот тип воздушного судна приходят переучиваться. Вообще эта машина до сих пор вполне себе в строю, и из 1403 когда-либо произведенных единиц только в нашей стране до сих эксплуатируется 28 самолётов (Википедия). В кабине всё очень серьёзно. Настоящие приборы и управление с имитацией настоящих нагрузок на управление.
Не менее впечатляюще выглядит и кабина Як-40. Эргономика штурвалов, мягко говоря, далека от понятия «удобный» или «приятный». И всё-таки они вертятся – время от времени приходят заявки на обучение.
После исторического погружения, казалось, больше впечатлений не влезет. Но тут случилось погружение физическое: нас приняла кабина двухмоторного Diamond-42NG, сверху закрылся фонарь, перед глазами возникла полоса и неотвратимость полёта вдвоём, на теоретических знаниях начального уровня: сильно не крениться, скорость и высоту блюсти первым делом. Голос инструктора откуда-то сзади, посмеиваясь, периодически подсказывал: «Вон справа ручечка такая на панели, прям на тебя смотрит, давай тяни её». Реалистичность полёта по ощущениям составила 99%.
Больше 99% может быть только 100%, и этой цифры ГУГА достигнет уже в новом учебном году. В одном из кабинетов сейчас проходит монтаж тренажёров с коллиматорными экранами, которые максимально «оживляют» картинку перед глазами за счёт эффекта зеркала.
Разумеется, мы видели далеко не всё, и вряд ли следующим летом обстановка в тренажёрном центре останется такой же, как в июне 2015-го. Появится что-то новое, демонтируют что-то старое, и это естественный ход вещей. Тем ценнее данный момент времени, когда старая советская лётная школа ещё не полностью уступила современным неизбежным изменениям и в обучении, и в сознании следующего поколения лётчиков.
Текст: Марианна Янкова
Фото: Людмила Крылова