Иногда бывает так, что самолет приземляется вовсе не там, где планировалось, а на запасном аэродроме. Решение об уходе на запасной принимает исключительно командир воздушного судна — никто не может заставить его сделать выбор, хотя диспетчеры, конечно же, могут рекомендовать те или иные действия в зависимости от ситуации. Однако в любом случае это происходит не спонтанно. При составлении плана полета обязательно рассчитываются и запасные аэродромы на всем пути следования. Более того, если где-то запасной аэродром оказывается закрыт — маршрут могут поменять прямо в полете таким образом, чтобы на каждом из этапов полета запасной аэродром был в зоне досягаемости. А при полетах через океан приходится даже специально лететь не кратчайшим путем, а так, чтобы быть в зоне досягаемости запасных аэродромов, способных принять конкретный тип ВС. Что делать, если пришлось садиться не там?
Причиной ухода на запасной аэродром может быть внезапная поломка, медицинские показания для кого-то из пассажиров или членов экипажа (стало плохо на борту), авиадебош (причем все затраты потом отсудят у виновника беспорядков) или, банально, нелетная погода в аэропорту назначения. Тут необходимо пояснение: у разных типов самолетов могут быть разные метеоминимумы (поэтому одни самолеты садятся, а другие нет), и у разных экипажей могут быть разные метеоминимумы — то есть, в зависимости от опыта людей за штурвалами даже одинаковые самолеты могут не сесть друг за другом: кому-то можно, а кому-то придется лететь на запасной. Причем, если погода в аэропорту назначения нелетная уже к моменту вылета, то самолет и не будет никуда вылетать, а рейс будет задержан или отменен.
Итак, вы приземлились на запасном аэродроме. Самый лучший вариант — это если посадка произошла из-за дебоша или плохого самочувствия кого-то из пассажиров: их высадят для принятия соответствующих мер и вы отправитесь дальше, и задержка будет невелика. При незначительной поломке в крупном аэропорту проблема тоже будет решена быстро, и вас отправят дальше довольно скоро, даже не высаживая из самолета. Вообще при уходе на запасной аэродром вероятнее всего вы просто просидите в самолете в течение всего пребывания там: не стоит рассчитывать на то, что вы подрулите к телетрапу и перейдете в уютный бизнес-зал.
Впрочем, не стоит забывать про время работы экипажа: если «смена» закончится, то при всем желании улететь не получится. В аэропорту базирования еще можно найти резерный экипаж, что, правда, потребует дополнительного времени, а вот за его пределами пилоты просто отправятся в гостиницу спать.
И если становится понятно, что в обозримом будущем вы никуда не улетите, начинается самое интересное. Из самолета вас высадят. Правда, далеко не сразу, поскольку вы для аэропорта — внеплановый рейс, и нужно найти стоянку, трапы, автобусы и т.п. — просто так они обычно простаивают лишь в незагруженных аэропортах. Затем авиакомпания будет решать, что делать дальше. Если вы находитесь в крупном узловом аэропорту, то, как и при отмене рейса, вас направят в пункт назначения альтернативным маршрутом. Грубо говоря, если вы летели из Дюссельдорфа в Санкт-Петербург через Москву, а сели в Минске, то вас теоретически могут отправить потом рейсом из Минска в Санкт-Петербург, чтобы вы быстрее оказались в пункте назначения. Можно, кстати, для этого не стоять в очереди у стойки, а позвонить в колл-центр авиакомпании (а у многих зарубежных для этих случаев есть отдельный номер, обозначенный «irregular operations»). Если расстояние между запасным аэродромом и аэропортом прибытия невелико, а непогода обещает бушевать еще долго — возможна организация альтернативного трансфера на поезде или автобусе. Можно, кстати, попытаться вернуть деньги за «неудачный» сегмент и улететь, куда нужно, самостоятельно, однако если альтернативный транспорт был предоставлен, сделать это будет нелегко.
Попав в здание аэровокзала, лучше не выходить за пределы «чистой зоны», т.к. у вас, скорее всего, не будет посадочного талона, и снова пройти через контроль будет затруднительно. Кроме того, если запасной аэродром находится в стране, в которую у вас нет визы, вас никуда и не выпустят. В ряде случаев, если задержка очень продолжительная, и аэропорт международный, пассажирам могут поставить временную визу (emergency visa), однако чаще всего она предназначается только для тех, кому стало плохо на борту и требуется немедленная госпитализация. У обычных же людей чаще всего просто собирают паспорта и везут в гостиницу (требования по предоставлению еды, воды и ночлега при посадке на запасном аэродроме такие же, как при задержке рейса). А в некоторых аэропортах (например, в Швейцарии) доступны автобусные туры по городу для трансферных пассажиров — и некоторые авиакомпании пользуются такой возможностью, чтобы застрявших в середине пути развлечь; в Интернете есть свидетельства о том, что на них возили пассажиров «Аэрофлота» и «России».
Впрочем, сесть вы можете и на военном, а то и на заброшенном аэродроме в какой-нибудь глуши — тогда никаких развлечений не будет, а спать вас положат всех вместе в казарме или в сельской школе.
Важно помнить, что при посадке на запасном аэродроме никто не будет выгружать из самолета ваш багаж: как минимум это дополнительное время и деньги, а ведь бывает и так, что в аэропорту вылета багаж загрузили в контейнеры, а на запасном системы разгрузки и загрузки контейнеров нет, так что это невозможно даже физически. Поэтому предметы первой необходимости — от зубной щетки до зарядки для телефона — нужно всегда брать с собой в ручную кладь.
В ряде случаев посадка на запасном аэродроме может стать и вовсе приятным сюрпризом: например, если вы летите в Санкт-Петербург с пересадкой в Москве, а командир решил сажать самолет в Пулково. Или в самой Москве сесть во Внуково вместо Шереметьево, а вы живете на Юго-Западе. В этом случае, если задержка продолжительная и вас выпускают из самолета, можно сразу же отправиться домой — если, конечно, у вас нет багажа. Впрочем, багаж можно и не забирать, а приехать за ним в аэропорт назначения позднее: он будет ждать вас в КНБ (комнате невостребованного багажа).
Илья Шатилин