На прошлой неделе Минтранс предложил конкретные механизмы для легализации овербукинга, которую давно лоббируют некоторые российские авиакомпании, включая «Аэрофлот», S7 и UTAir. В частности, Минтранс предлагает выплачивать пассажиру, не попавшему не борт из-за овербукинга, компенсацию, зависящую от продолжительности задержки.
Важно подчеркнуть, что авиакомпания должна будет все равно отправить пассажира следующим рейсом или альтернативным маршрутом, но доплатить ему за потерю времени.
Подобным образом реализованы компенсации при овербукинге в США: там сразу возле гейта или стойки регистрации разыскивают добровольцев, предлагая им компенсацию в несколько сотен долларов или определенное количество бонусных миль. Как правило, желающие тут же находятся — таким образом проблема решается с минимальными неудобствами и позже летят те, кто не слишком-то и торопился.
В России предлагают установить следующую шкалу компенсаций в зависимости от времени задержки прибытия в пункт назначения:
— до 2 часов: без компенсации;
— от 2 до 6 часов: 12 000 рублей;
— от 6 до 12 часов: 18 000 рублей;
— от 12 до 24 часов: 21 000 рублей;
— от 24 часов: 28 000 рублей.
Если же смысл лететь при этом теряется, то пассажир сможет сдать билет, получив обратно полностью всю сумму, и при этом все равно получить компенсацию; не получит он ее лишь в том случае, если авиакомпания уведомит об овербукинге более чем за 2 недели до вылета, что, конечно же, утопично, поскольку реальное количество «лишних» пассажиров становится известно только после окончания регистрации в аэропорту. Раннее уведомление возможно лишь при заблаговременной замене борта на борт меньшей вместимости, что редко происходит настолько заранее.
Наличие компенсаций призвано защитить пассажиров от злоупотребления овербукингом со стороны авиакомпаний: ведь если его легализовать просто без дополнительных условий, это позволит продавать сколь угодно большое количество билетов на один рейс и затем отправлять лишних пассажиров малыми партиями на недозагруженных рейсах. Регулирование овербукинга в виде предельной доли от вместимости заявленного борта проблему не решит: авиакомпании смогут воспользоваться трюком «замена борта на борт меньшей вместимости», который эксплуатируют и сейчас, когда овербукинг вообще формально не легализован законодательством. Т.е., на рейс заявлен Boeing-777-300, который потом по документам «заменили» на 737-500, на котором, собственно, и собирались лететь. Крупные компенсации, сопоставимые по цене со стоимостью билета, позволят избежать масштабного овербукинга.
Важно, однако, понимать, что пока инициатива Минтранса не является даже законопроектом; овербукинг практикуется полулегально, однако есть способ от него защититься и даже использовать его себе во благо.