Компанией B/E Aerospace в США подана заявка на патент на движущиеся пассажирские кресла для самолетов. Идея очень проста: оснастить кресла зубчатыми колесами с электроприводом и червячным механизмом, а рельсы в полу, к которым крепятся кресла, дополнить ответной частью.
По замыслу изобретателей, их новшество позволит обеспечить больший комфорт для пассажиров с длинными ногами: например, если перед великаном или за ним сидят люди небольшого роста или дети, то кресло можно будет подвинуть (разумеется, это будет делать бортпроводник) немного вперед или немного назад. Благодаря этому пространство салона будет использоваться более рационально, что особенно актуально в связи с нынешними тенденциями по уплотнению компоновки.
Впрочем, вряд ли изобретение окажется востребованным, и тому есть несколько объективных причин.
Во-первых, в большинстве самолетов кресла соединены в блоки по 2, 3 и более — в этой ситуации вероятность того, что на одном блоке будут сидеть только высокие пассажиры, а на соседнем — только низкорослые, очень невелика, так что двигать весь блок целиком окажется нецелесообразно (правда, изобретатели предлагают указывать рост при регистрации, но это совсем уж утопичная идея). Если же сделать каждое кресло движущимся индивидуально, это потребует полной переделки кресел и способов их крепления — как минимум придется оснащать каждое из них двумя подлокотниками, что вынудит сделать сами сиденья уже. То есть, относительно безболезненно внедрить инновацию можно разве что для кресел бизнес-класса, но в бизнес-классе и так нет проблем с местом для ног.
Во-вторых, установка электроприводов приведет к значительному увеличению веса самолета: если учесть, например, что автомобильное кресло с электрорегулировками примерно на 5-7 кг тяжелее обычного, то в масштабах, скажем, относительно небольшого «Боинга-737-800» это сразу дополнительная тонна веса и увеличение расхода топлива. Да и сами кресла окажутся дороже обычных, что вызывает вопрос об окупаемости подобных вложений: готовы ли будут пассажиры доплачивать за эту услугу, если даже сегодня премиум-места у аварийных выходов часто оказываются свободными из-за взимания за них дополнительной платы?
В-третьих, немаловажен и моральный аспект: когда одному делают хорошо за счет другого, это рано или поздно провоцирует конфликт — как, например, было при использовании одним пассажиром блокиратора откидывания спинки соседа впереди: возникшая драка вынудила пилотов совершить посадку на запасном аэродроме.