Нынешний международный аэропорт в Афинах появился относительно недавно: начали его строить в конце 1990-х годов и открыли в 2001. То есть, это один из немногих крупных аэропортов в Европе, который был сразу построен с учетом всей современной авиационной специфики, а не многократно перестроенный и расширенный старый аэропорт.
Старый аэропорт в Афинах тоже существовал без малого 70 лет — сейчас он закрыт и частично перестроен в спорткомплекс.
Для путешественников из России Афины интересны как сами по себе, так и в качестве основного хаба, через который можно попасть на все греческие морские курорты. Конечно, на самые известные и популярные из них летают беспосадочные чартерные и сезонные рейсы, но через Афины вы получите удобную стыковку практически в любую «дыру», да и стоить такой билет будет дешевле раза в полтора.
Терминал в аэропорту один, однако есть еще один сателлит с 10 телетрапами чуть поодаль — туда можно попасть через подземный переход с траволаторами — почти как когда-то в Пулково! По прилете вы окажетесь в общем зале выдачи багажа, где также расположены пара магазинов и пункт обмена валют с относительно вменяемыми курсами, так что если у вас нет наличных евро, то есть смысл наменять немного: в Греции и раньше не очень-то жаловали банковские карты, а сейчас, во время экономического кризиса и лимитов по снятию наличных с банкоматов, карты перестали принимать во многих местах, где раньше с ними проблем не возникало.
Непосредственно в город можно доехать на автобусе (X93, X95, X96, X97) — они стоят прямо у выхода из здания аэровокзала. Однако поездка занимает час-полтора, поэтому больше смысла в поездке на метро или пригородной электричке, которые останавливаются на одной и той же станции: через полчаса вы будете в центре города, заплатив за это 8 евро.
Станция находится в паре сотен метров от терминала и к ней ведет крытая эстакада с траволаторами, расположена она рядом с отелем Sofitel, так что найти ее довольно легко.
Для групповых поездок есть смысл заказать трансфер. В аэропорту на специальных стойках можно бесплатно взять схему маршрутов городского транспорта, а также карту Афин.
А вот любителей пользоваться багажными тележками ждет неприятный сюрприз: они платные (1 евро), поэтому их почти никто не берет. Впрочем, в этом есть и плюс: не приходится спотыкаться о нагромождение тележек, брошенных перед зоной досмотра.
Стойки регистрации внутри здания растянулись на весь второй этаж; все они разбиты по авиакомпаниям и альянсам, поэтому логично искать свою стойку рядом со стойкой партнеров по альянсу; логика ясна и прозрачна. А вот киоски самостоятельной регистрации все одинаковые с виду, но в разных — разный набор авиакомпаний, поэтому если вы не нашли в одном из киосков своей — имейте в виду, что в нескольких метрах будет стоять «правильный» киоск.
Логика есть и в организации зоны вылетов: налево — внутришенгенские направления, направо — международные. Причем во внутришенгенских досмотры производятся непосредственно возле каждого из гейтов, то есть, в общей очереди на досмотр стоять не придется, что позволяет осуществлять очень короткие стыковки. Но не расслабляйтесь: от прилета до вылета придется проделать весьма длинный и замысловатый путь, особенно если вы в аэропорту впервые. Из зоны прилетов подняться в зону вылетов быстрее всего на лифте, но расположение лифтов неочевидно: они «прячутся» за дверями лестничных клеток, которые выглядят как доступ в служебные помещения. Будьте осторожны с эскалаторами: ведущие вверх и вниз расположены совершенно далеко друг от друга, так что выходить придется вовсе не там, где вы заходили.
В международных вылетах может быть внушительная очередь на паспортный контроль, а вот на досмотре после него можно немного схитрить, пойдя по указателям Fast Lane. По идее это особенный коридор для элитных пассажиров, но никто никогда не допытывается, зачем вы пришли именно сюда: главное — иметь уверенный вид, который сэкономит вам до 15 минут времени, которое лучше потратить в ресторанах и магазинах.
В плане шоппинга афинский аэропорт интересен большим количеством магазинов со средним уровнем цен, не отличающихся от таковых в любом торговом центре в городе. В ресторанах цены тоже не завышены, впрочем, обещаемый рекламой комплексный обед за 3-5 евро вы вряд ли найдете. Однако комбо-обед в «Макдональдсе» с великолепным видом на перрон обойдется в 6-7 евро, что недорого.
В аэропорту Афин можно курить! Для любителей дыма установлено несколько прозрачных кабинок с рекламой сигарет Winston и удобными диванами — в том числе в зоне выдачи багажа и в чистой зоне за паспортным контролем международных рейсов.
Во всем терминале работает неплохой бесплатный Wi-Fi с ограничением сессии 45 минутами, однако можно подключаться повторно. Имеются также терминалы с бесплатным доступом в Интернет для тех, у кого нет своего смартфона, планшета или ноутбука. Розеток немного: их можно найти на углах возле лестничных клеток, в Макдональдсе вдоль окон, а также у диванов в брендированной зоне Samsung.
На втором этаже располагается неплохая детская комната, а рядом с ней — настоящий музей, в котором, в частности, демонстрируются античные артефакты вроде амфор и украшений, найденные при раскопках во время строительства аэропорта: он расположен на месте древнего поселения, существовавшего еще за несколько сотен лет до нашей эры. Рядом стоит памятник Элефтериосу Венизелосу — человеку и аэропорту. Аэропорт назван в честь бывшего премьер-министра Греции, который очень много сделал для развития авиации в стране.
Бизнес-залы в аэропорту Афин есть как у отдельных авиакомпаний (British Airways, Lufthansa, Aegean), так и общие — в частности, Skyserv. Ничего особенного здесь нет: кресла, переговорная комната и весьма скромный выбор еды и напитков — если хотите плотно пообедать, лучше сделать это до прохода в чистую зону на фуд-корте второго этажа.