За неполные 9 месяцев 2015 года полеты в Санкт-Петербург прекратили сразу 14 авиакомпаний, а в ближайшее время, с переходом на зимнее расписание, уходит и один из немногочисленных лоукостеров, летавших в северную столицу: Norwegian Air Shuttle, которым можно было через Осло улететь по всей Европе и в Америку. Уже прекратили полеты Air Malta, Icelandair, East Air, Germanwings, Bluebird Airways, El Al, TAP Portugal, Air Berlin, а также некоторые авиакомпании, испытывающие известного рода трудности, в частности, «ЮТэйр-Украина» и обанкротившиеся Air One и Air Armenia.
Международный пассажиропоток с начала года упал на 19,9%, продолжив начатую в прошлом году тенденцию (тогда рост сильно замедлился и составил всего 1,2%): в результате сейчас он упал до уровня 2012 года, таким образом, весь достигнутый за последние годы прирост откатился обратно.
Рост внутреннего пассажиропотока компенсирует потери лишь частично: он вырос на 12,4%. Его доля в общем объеме перевозок выше, однако все равно последний сократился на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Петербуржцы стали меньше летать за границу в первую очередь из-за девальвации рубля: и если на других статьях расходов при путешествии можно хоть как-то сэкономить, например, поселившись в отеле более низкой категории и питаясь в более дешевых ресторанах, то авиабилет (напомним, цена на международных рейсах привязана к курсу евро) — это та статья, на которой сэкономить можно только очень ограниченную сумму.
Правда, многие из ушедших авиакомпаний выполняли сезонные рейсы и вернутся следующим летом. А окончательный уход некоторых авиакомпаний удалось частично компенсировать приходом новых. С начала года в Пулково пришло 8 новых перевозчиков: это Вологодское авиапредприятие, Комиавиатранс, Brussels Airlines, Red Wings, Georgian Airways, Meridiana Fly, China Southern и «ЮВТ Аэро» (бывшее «АК Барс Аэро»).
С начала года открыты 18 новых направлений. Это 10 российских:
Усинск, Владимир, Котлас, Ульяновск, Барнаул, Магадан, Грозный, Калуга, Магас, Саратов и 8 зарубежных: Брюссель, Одесса, Тбилиси, Малага, Вильнюс, Неаполь, Шанхай, Урумчи/Ланчжоу.
В осенне-зимнем расписании Пулково 2015/2016 запланирован ряд новинок по сравнению с прошлым ОЗН, среди которых:
Астрахань (Комиавиатранс), Барнаул (Уральские АЛ), Вильнюс (Руслайн), Владимир (Псковавиа), Калуга (Комиавиатранс), Котлас (Псковавиа), Саратов (Комиавиатранс), Тамбов (Псковавиа, с 1.11.15), Тбилиси (Georgian AW, Уральские АЛ), Ульяновск (Руслайн), Урумчи (China Southern AL) и Чебоксары (Руслайн).
Города Китая являются едва ли не единственными международными направлениями, демонстрирующими рост на фоне общего снижения. В 2014 году суммарный прямой пассажиропоток из Пулково по китайским маршрутам составил почти 50 тыс. человек (на вылет и прилет). Рост пассажиропотока на регулярных рейсах в этом году составил 62% по результатам 8 мес. (58 468 пассажиров) к аналогичному периоду 2014.
За счет открытия новых рейсов летом 2015 г. впервые существенно увеличились объемы прямых регулярных перевозок между Санкт-Петербургом и Китаем. Тем не менее, более половины объема перевозок между Санкт-Петербургом и Китаем пока приходится на непрямой трафик (а это > 50 тыс. чел. в 2014 г., 30 039 за 7 мес. 2015, +28% к 7 мес. 2014). Таким образом, есть существенный потенциал рынка.
Календарь авиационных сезонов в соответствии с нормами Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) делится на два периода. Весенне-летняя навигация длится с последнего воскресенья марта до субботы перед последним воскресеньем октября. Осенне-зимняя навигация продолжается с последнего воскресенья октября по субботу перед последним воскресеньем марта.