В день, который бывает раз в 4 года — 29 февраля — нам удалось пробраться на важнейший стратегический объект, где безопасность обеспечивается на порядок серьезнее, чем в аэропорту: такого досмотра на входе нет даже у параноиков в США!
Знакомьтесь: Московский центр автоматизированного управления воздушным движением. Именно здесь сидят диспетчеры, контролирующие все самолеты над самой активной в плане движения частью европейской территории России. На западе зона ответственности центра ограничена Украиной и Белоруссией, на севере — территориями петербургских и вологодских диспетчеров, а на юге и востоке — ростовских и казанских. 58-59% всего российского трафика — именно здесь: гиперцентрализация в нашей стране наблюдается во всех отраслях, и, несмотря на тенденции к общему спаду объема авиаперевозок, в районе Москвы он продолжает расти.
При этом сейчас московские аэропорты мешают друг другу развиваться. Например, то же Внуково, рядом с которым расположен диспетчерский центр, могло бы обслуживать в 10 раз больше пассажиров (речь о самих терминалах), но тут кругом Москва и эффективные схемы использования воздушного пространства реализовать сложно (да еще и полосы пересекаются, то есть, работать может только одна). Открывающееся Раменское (Жуковский) мало что изменит: там будет очень мало трафика и в основном этот аэродром используется для экспериментальной авиации, плюс там заходить можно только с одной стороны — с другой (курс 123), опять же, Москва и аэропорт Домодедово — в воздухе будут «пересечения». Остафьево тоже слишком близко: вообще, чем дальше аэропорт от Москвы, тем лучше, но развитие аэропортов Ермолино в Калужской области или Твери пока так и осталось в планах.
Диспетчерский центр открыт в 1981 году. В СССР тогда не было современного оборудования и поэтому, как это обычно бывает, призвали варягов — в смысле, купили систему «ТЕРКАС» у шведской компании Stansaab (позднее она стала называться Datasaab, а потом была куплена Ericsson). С этой покупкой была связана целая история: часть компонентов системы была американского производства, и на них шведы не смогли получить экспортные лицензии (ограничения на экспорт продукции двойного назначения в отношении России действуют в США до сих пор). И тогда шведы перемаркировали эти компоненты и отправили их в Москву контрабандой через советских дипломатов. Позднее это вскрылось, и в 1984 уже Ericsson согласилась заплатить штраф в размере более 3 миллионов долларов за нарушение экспортных патентов.
Сейчас теплый ламповый «ТЕРКАС» используется для тренировок диспетчеров, а в самом центре запускается новое оборудование уже российского производства, разработанное петербургским институтом ВНИИРА. Пока происходит отладка и освоение, начало работы запланировано на апрель.
Подробнее в видеоролике:
В МЦ АУВД работают примерно 530 диспетчеров. В одной смене минимум 10 человек, из которых в среднем 2 в отпуске, один на больничном, т.е. 7-8 выходят, а одновременно работают минимум 5.
У них жесткие требования по здоровью — практически как у пилотов — и работа считается вредной: на пенсию отправляют уже в 50 лет (а женщин — в 45, их тут 15-18%), отпуск — 67 дней, есть надбавки за вредность, санаторно-курортное лечение, а рабочая неделя состоит из 36 часов. Тем не менее, желающих гораздо больше, чем мест: средняя зарплата здесь составляет 180 тысяч рублей, а еще дают беспроцентную ссуду в размере 1,9 млн., которую можно использовать в качестве первого взноса по ипотеке. Через 3 года работы можно покупать авиабилеты в любую точку мира за 50% их стоимости, а через 7 лет летать бесплатно. У диспетчеров есть своя футбольная и хоккейная сборные, и даже тренажерный зал прямо в Центре управления полетами — правда, ходить в него можно только после смены, ибо вдруг получишь травму?
Типичный график выглядит таким образом: смена с 14 до 22 часов, затем ночевка в комнате отдыха (профилактории) и новая смена с 8 до 14:30. Затем до 16:30 разбор полетов, изучение документов, и с 21:30 до 8:30 — ночное дежурство, после чего 3 дня выходных.
Каждый диспетчер продлевает свидетельство раз в два года, проходя медкомиссию. Также проводятся квартальные, годовые и предсменные осмотры.
Изначально диспетчеру присваивается третий класс — в процессе развития легко дорасти до первого (и таких здесь 70%). И всячески стимулируется изучение английского языка: за его знание зарплата увеличивается на 50%.
Учат на диспетчеров лучше всего в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации (СПбГУГА), также есть выпускники МГТУ, Ульяновского института ГА и колледжа в Красноярске.
И, кстати, диспетчерский центр очень активен в социальных сетях: Вконтакте (vk.com/gkovd), Facebook (fb.com/gkorvd), Twitter (twitter.com/ATM_Corporation), Instagram (instagram.com/gkovd) и Youtube (youtube.com/gkovd).
Илья Шатилин
Ролик не работает
Уже работает
Интересная работа. Я бы с большим удовольствием живьем понаблюдала за их работой.
Если честно, я немного в шоке, потому что если например я бы оказалась на их месте, то моментально бы впала в панику. Такая ответственность, так все сложно, аж в голове кругом )
Ой, мне кажется что я никогда все такое не освою.
Я конечно и раньше осознавал что работать диспетчером сложно. но теперь даже как то уважения добавилось. Вот такая ответственность то и помогает нам спокойно летать и возвращаться домой.
Ого.. Так все сложно.
На востоке Казань-контроля уже нет давно. Теперь там Самара-контроль и, соответственно, Самарские диспетчеры.
Не легкий же у них труд.
Я тоже мечтала о такой работе но как то не сложилось. Поэтому я завидую этим людям и уважаю их труд. Они молодцы.
Интересная профессия, с этим не поспоришь.
Вообще я уважаю их работу, потому что именно с их помощью и ответственному подходу к работе мы можем спокойно летать на длинные расстояния и не волноваться, что с нами может что то случиться
Так интересно, я бы с большим удовольствием побывала на их работе.
На первый взгляд ничего сложного нет. Но как подумаешь, какова цена ошибки отдельно взятого человека, волосы дыбом. Люди должны быть командой и хорошо понимать друг друга.
На такой работе надо быть всегда внимательным.
Интересней работы мне кажется не найти.
Работа ответственная и хорошо что все кто работает диспетчерами, понимают то что они за нас в ответе. А вообще на первый взгляд все так сложно. Мне кажется что я бы не справился.
Их труд заслуживает уважения.
@dibart1 в83-85 служил диспетчером-кодировщиком зонального центра единой сист.й упр ..я воздушным движением ЗАБ ВО.
Благодарю за интересную весточку! 🙂 Это не легкий труд и желаю терпения и благополучия! Берегите самолётов и помогайте !:)