В последние несколько недель тема смены ливреи самолетов стала в силу определенных причин весьма актуальной, поэтому мы решили подробнее рассказать вам о том, как же происходит этот процесс. Корреспондент FrequentFlyers.ru побывал в техническом центре «S7 Инжиниринг» на базе 411-го авиаремонтного завода в Минеральных водах, где как раз перекрашивали «Боинги-737-800» Utair в ливрею S7 Airlines.
Вообще слово «ливрея» обозначает форму для слуг и придворных, как правило у каждого господина она была своя и содержала геральдические символы. Именно по этой аналогии слово стало использоваться в английском языке в значении «раскраска самолетов», а в русский язык перекочевало уже как калька. На самом деле по-русски правильно говорить именно «раскраска», а «ливрею» настоящие филологи считают «ложными друзьями переводчика», примерно как «экспертизу» в значении «опыт, квалификация» от английского «expertise». Но это у филологов, а нам понятно — и слава богу.
Схему раскраски придумывают, как правило, рекламные агентства, однако финальную документацию для зарубежных самолетов имеют право разрабатывать только определенные организации, имеющие специальный сертификат EASA, поскольку самолет, помимо красивой раскраски, должен также соответствовать определенным требованиям, например, существуют определенные стандарты нанесения служебных надписей, регистрационных номеров и так далее.
Почти всегда первоначальная покраска борта происходит на заводе-изготовителе: «голые» самолеты не летают как из соображений безопасности (краска выполняет функцию защиты металла от внешних воздействий), так и из юридических: без определенного набора опознавательных знаков борт не выпустят из первого же аэропорта, на котором он совершит посадку.
Однако самолеты очень редко всю жизнь летают в одной авиакомпании — они, как правило, принадлежат лизингодателям и, по сути, сдаются в аренду, периодически происходит «ротация» бортов: кто-то отказывается от возрастных самолетов, кто-то выводит тот или иной тип из эксплуатации, стремясь к однородности флота, кто-то сокращает маршрутную сеть, а кто-то и вовсе закрывается. Поэтому самолеты переходят из одних авиакомпаний в другие, и при этом происходит их перекраска.
Первым делом борт загоняют в покрасочный ангар и смывают растворителем старую краску, после чего наносится первый слой протравного грунта. Здесь, в Минводах, красят эмалями PPG по схеме «база+лак», то есть, грунт протравной, грунт переходной, краска и лак: благодаря этому слой покрытия тоньше, цвет ярче и окраска долговечнее. Со временем, правда, лак все равно трескается из-за перепадов температур и сжатий-расширений фюзеляжа, так что примерно раз в 6 лет самолет нужно перекрашивать заново; на облезлой машине летать нельзя, поскольку, как мы уже сказали, краска выполняет важную защитную функцию.
Все окна, отверстия, выступающие элементы и т.п. тщательно изолируют при помощи пленки, бумаги и скотча. Затем наносят основной цвет фюзеляжа: технология тут примерно такая же, как и при окраске автомобиля — эмаль разбавляют растворителем и подают в краскопульт вместе со сжатым воздухом, она равномерно распыляется выверенными движениями, затем растворитель испаряется, а краска остается. Дополнительно используется электростатическая технология: к фюзеляжу подводят отрицательный заряд, к банке с краской положительный, и краска, притягиваясь, лучше ложится, не образуя лишних «облаков» в воздухе.
Кстати, многие маляры в свободное время подрабатывают в автомастерских и там специалисты по покраске самолетов особенно ценятся, поскольку требования по качеству окраски здесь гораздо выше — не должно быть никаких дефектов, знакомых, пожалуй, каждому, кто хоть раз делал кузовной ремонт не у официального дилера.
Самое сложное — это нанесение текста и изображений. Для этого сначала вырезаются и наклеиваются на фюзеляж поверх базового цвета шаблоны из пленки, это называется маскированием. Затем сверху все закрашивается другим цветом, и после высыхания пленка отдирается — тогда то, что было под ней, сохраняет нужный цвет и форму.
То есть, например, нужна красная полоса на двигателе: сначала в этом месте наносится красная краска, затем после высыхания наклеивается полоса из пленки, и теперь весь двигатель можно облить зеленой: когда она высохнет, под пленкой останется ровная красная полоса. Это сложнее, чем сделать трафарет с отверстием в виде полосы, но иначе сделать контуры всех элементов изображения четкими не получилось бы.
На завершающем этапе наклеивают информационные плакаты — именно так в авиации называют наклейки, а также трафареты — то есть, текстовые надписи, например, указатели местоположения речевого и параметрического самописцев.
После этого происходит подготовка самолета к нанесению лака: протирка, обезжиривание, обеспыливание. Для этого в помещении поднимают уровень влажности — просто распыляя воду из шлангов. После нанесения лака самолет стоит и сушится от 6 до 10 часов. Затем снимают всю изоляцию с иллюминаторов и из отверстий, проверяют еще раз самолет на наличие дефектов и после этого его принимает заказчик: качество покраски, соответствие наклеек и трафаретов. Затем на самолет устанавливается все, что было снято (например, если были работы по салону, по кабине).
На один Боинг-737-800 уходит примерно 200 килограммов краски, а обходится весь процесс примерно в 6 миллионов рублей и занимает в среднем 6 дней. Производительность практически всех покрасочных цехов серьезно ограничена, и их не так много, поэтому «очереди» здесь — обычное дело, и быстро перекрасить много самолетов сразу, например, при ребрендинге, просто невозможно. Тем более что этот процесс часто совмещается и с другими работами — например, S7 еще производит перекомпоновку салонов и ряд технических работ. Поэтому место перекраски выбирают зачастую по загруженности той или иной площадки. В России самолеты красит еще «Спектр-Авиа» в Ульяновске, где имеется самый большой в стране ангар, вмещающий даже Ан-124. Часто самолеты отправляются на покраску и в Европу: например, «Россия» перекрасила три первых самолета на различных площадках в Великобритании, но и в Минводах во время нашего визита стояла парочка «Аэробусов».
Илья Шатилин