Управляющая компания «Аэропорты Регионов» предложила федеральному правительству реализовать проект нового аэропорта «Центральный» (Сабуровка) в Саратове через концессию.
Первоначально «Аэропорты Регионов» (УК входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга) должны были построить аэропорт и ввести его в эксплуатацию до 31 декабря 2017 года. Однако проблема заключается в том, что с учетом изменения макроэкономических параметров — в первую очередь девальвации рубля, что делает стройку дороже — а также снижения темпов роста и затем увеличения темпов падения пассажиропотока саратовский проект в той форме, в которой он изначально задумывался, может навредить собственно идее его реализации. Основной задачей был рост авиационной мобильности населения: то есть за счет расшивки инфраструктурных ограничений действующего аэропорта (напомним, он находится в черте города, окружен застройкой и имеет короткую ВПП, позволяющую принимать лишь ограниченное количество типов ВС регионального класса) увеличить предложение и сделать так, чтобы люди начали летать. <!—more—>
«При этом был неплохой потенциал роста, потому что для города-миллионника 450 тыс. пассажиров в год, которые были в Саратове — это немного. У нас есть опыт раскачки того же Нижнего Новгорода до 1,2 млн пассажиров в год за достаточно короткий период времени, при том что Нижний расположен совсем близко от Москвы. В Саратове ситуация намного лучше, потому что конкуренция с наземным транспортом не такая большая. Но когда мы пересчитали, что в этих условиях произойдет с тарифом к окончанию строительства, выяснилось, что тарифы вырастут в несколько раз, а билеты потенциально подорожают до 30%», — заявил в ходе прошедшего 5 ноября пресс-брифинга Евгений Чудновский, генеральный директор АО УК «Аэропорты Регионов». Именно это сдерживает УК от начала полномасштабной реализации саратовского проекта. «Мы потратили уже более полумиллиарда рублей и готовы выходить на стройку, вся проектная документация есть. Но закопать в проект порядка 12 млрд руб. и после этого делать тариф таким, чтобы там никто не летал, нам бы не хотелось», — добавляет он.
При этом в Саратове были гарантии субъекта федерации относительно начала строительства дорожной инфраструктуры и водопровода (электричество и газ на объекте есть). Из-за тяжелого состояния бюджета Саратовская область только сейчас начинает приступать к данному проекту. Губернатор Саратовской области поддержал инициативу УК. Сейчас «Аэропорты Регионов» находятся в активном диалоге с федеральным правительством о согласовании данной схемы и рассчитывают на принятие решения до конца года. Несмотря на то, что реализацию концессионной схемы с учетом секвестров бюджета согласовать тяжело, «Аэропорты Регионов» подчеркивают, что выделение федерального гранта или других форм субсидий не обязательно до 2018 года, то есть, оно может произойти в будущем, в том числе может выходить за период бюджетного планирования.
«Первые письма мы написали в сентябре. Это стандартная история: если инвестиционный проект не генерирует необходимые для его окупаемости денежные потоки, то в рамках концессии с учетом получения федерального гранта можно часть затрат переложить на Федерацию, и после окончания строительства тариф будет приемлемым для рынка. При этом государство будет иметь частного инвестора, который готов вкладывать деньги, а также получит эффективность, которую он принесет. Надеюсь, что правительство так или иначе нас поддержит», — говорит Евгений Чудновский.
Илья Шатилин