1 мая «Боинг-777» «Аэрофлота» попал в зону сильной турбулентности. Пострадало 27 человек, преимущественно непристегнутых, при этом, по свидетельствам пассажиров, табло «Застегнуть ремни» не горело. Причиной произошедшего стала так называемая ТЯН — это не девочка на жаргоне анимешников, а турбулентность ясного неба. На английском она называется CAT — Clear Air Turbulence.
Что это такое? «Обычная» турбулентность связана с облачностью и ее появление легко предсказать как визуально, так и с помощью погодного радара. А вот ТЯН не видно до тех пор, пока вы в нее не попадете: возникает она из-за столкновений воздушных масс, движущихся с большой разницей скоростей. Основных причин три:
- Высотные струйные течения. Это узкие потоки сильного ветра, имеющие сотни километров в ширину и тысячи километров в длину, а по вертикали — 2—4 км, возникающие из-за разницы температур между воздушными массами. В основном они движутся с запада на восток (кстати, именно из-за ветров с запада на восток лететь быстрее, чем с востока на запад). На краях таких течений может возникать сдвиг ветра — как по вертикали, так и по горизонтали. Сдвиг ветра — это, по сути, серия сильных внезапных порывов в том или ином непредсказуемом направлении, который увлекает за собой летящий самолет. В обиходе вертикальный сдвиг ветра вниз называют воздушной ямой. Буквально за пару секунд самолет может потерять несколько сотен метров высоты — пассажиры же по инерции в этот момент подпрыгнут до потолка, если не будут пристегнуты. Особенно опасен сдвиг ветра при взлете и посадке, когда пара сотен метров — это расстояние до земли.
- Подветренные волны. Они возникают над гористой местностью, когда горизонтальному движению воздуха мешают естественные препятствия. При определенных скорости ветра и расстоянии между горами может возникать эффект резонанса и усиление вертикальных колебаний воздуха. Самолет, попадая в такие волны, опять же, начинает резко и внезапно двигаться вверх или вниз.
- Кучево-дождевые облака. Они сопровождаются мощными вертикальными течениями воздуха, и в радиусе около 35 км от них может возникать ТЯН. Она же может возникать, если пролетать над этими облаками на небольшом расстоянии (менее 2 км).
Чем опасна ТЯН? Как вы уже поняли — серьезными травмами пассажиров. Несмотря на то, что по информации из медицинских учреждений Бангкока, куда за медицинской помощью обратились 27 пассажиров «Аэрофлота», пациентов в тяжелом состоянии и с травмами, представляющими угрозу жизни, не зафиксировано, а информация о пациентах с компрессионными переломами позвоночника, не подтвердилась, 15 граждан РФ и двое граждан Таиланда в настоящее время госпитализированы. У пациентов, остающихся под наблюдением врачей, зафиксированы ушибы, у нескольких человек — переломы конечностей.
Известны случаи более серьезных травм и даже летального исхода из-за ТЯН, а также авиакатастроф: например, в 1966 году «Боинг-707», летевший из Токио в Гонконг, просто внезапно развалился в воздухе, погибло 124 человека.
Кроме того, сильная болтанка делает невозможной выполнение пилотами даже простейших операций вроде считывания показаний приборов.
Что делать? После выключения табло «Застегните ремни» неспроста говорят: «Вы можете свободно перемещаться по салону, однако для вашей безопасности мы рекомендуем вам оставаться пристегнутыми на протяжении всего полета». Не обязательно затягивать его плотно: в этом случае он не будет стеснять движений, но все равно не позволит вам пробить потолок головой, однако при включении табло его стоит уже затянуть, чтобы не нанести себе травмы внутренних органов.
Кроме того, всегда лучше складывать ручную кладь под кресло: когда во время турбулентности откроется полка, чемодан не упадет вам на голову. Кстати, по этой же причине лучше сидеть у окна, там меньше шансов встретиться с чемоданом соседа.
И уж точно не стоит строить из себя героев, доблестно стоя в очереди в туалет при включенных табло: по статистике, больше всего погибших не во время катастроф — это люди, сидевшие на горшке во время турбулентности и неудачно приложившиеся головой.
Илья Шатилин
Пилоты уверяют, что опасности для судна тян не несут. И тут же ты пишешь про развалившийся боенг. Кому верить? Момент не раскрыт ) ты кстати берешь комменты у пилотов?
Не знаю, какие пилоты уверяют, а с тем 707 это официальная версия. Еще есть спутный след, но это немного не про то (но по сути тоже неопределяемая турбулентность)
Уверяют вполне конкретные — Кочемасов вчера писал у себя. А так дельно, спасибо
Из-за нее только что бизнес-джет списали, еле севший после такой болтанки. И в NY что-то широкофюзеляжное разложили в начале нулевых.
Тогда понятно
Кочемасов прав что в большинстве случаев крафт выдерживает, да. Но вот пара случаев была.
Я так полагаю, что статистически все-таки это безопасная учитываемая контсрукцией судна вещь. Раз в тян попадает два самолета в день, а крушений несколько за годы. Но как и везде есть вероятность, что развалится.
Ну еще можно сделать поправку на то, что 707 разработан в 50-х, когда еще не особенно была изучена природа тян, у современных самолетов запас прочности наверняка больше.
ЗЫЖ нагуглил, в нй был А300, то есть, тоже довольно старый тип
а от куда самолет и куда летел ?
SVO-BKK
А русским языком ?)))
Москва-Бангкок
«Это не то, что вы подумали. А просто кофе на потолке. А могло бы быть у вас на коленях.»
Кофе — мужского рода.
С 2002 года это устаревшая информация 🙂
Хватит отмазывать Трампа!
Qantas тоже имела такой случай как-то раз. Потом ходили по сети фото с вмятинами в багажных полках от голов непристегнутых паксов.
Тут как раз есть пара фоток квантаса
А где вопли либеральной общественности в духе «Боинг — говно» и «пора, наконец, запретить использование самолётов — убийц»?
Или тут Боинг ни при чём, а плох Аэрофлот?
Виноват Аэрофлот, Путин, верните Трансаэро.
Это специально сделали агенты КГБ — чтобы отвлечь внимание от расследования нападения на Навального, и чтобы все ездили в Крым