На прошедшей на этой неделе в Брюсселе конференции SITA IT SUMMIT была представлен проект системы связи в небе при помощи прорывной лазерной технологии. Сама идея передачи данных в видимом оптическом диапазоне, в принципе, не нова, но Vialight Communications адаптировала ее именно для движущихся объектов, а Airborne Wireless Network готова развернуть сеть для гражданских самолетов.
Принцип действия очень прост для понимания: на самолете устанавливаются лазерные приемопередатчики с подвижными оптическими элементами. На наземных станциях оптика тоже подвижная. Во время полета луч «следит» за самолетом, находясь все время в одной точке.
При этом лазерные приемопередатчики существенно компактнее, например, используемых сейчас спутниковых антенн: один такой «горб» в верхней части фюзеляжа создает аэродинамическое сопротивление, которое полностью нивелирует выигрыш от использования винглетов!
Самое же интересное заключается в том, что каждый самолет работает как ретранслятор сигнала на другие самолеты, летящие поблизости. То есть, с наземной станцией связывается не каждый борт, а только некоторые. Получается так называемая Mesh-сеть с ячеистой топологией, что обеспечивает высокую отказоустойчивость, поскольку при «падении» одного из оптических каналов связь все равно будет реализована «обходным» маршрутом.
Собственно, лазерные оптические каналы по пропускной способности сравнимы с проводными оптоволоконными линиями, в частности, разработчики говорят о скорости в 10 Гбит/сек при дальности до 100 км. В ходе испытаний оборудование устанавливалось на военный истребитель, и устойчивое соединение было установлено на высоте 7 км, скорости 750 км/ч на расстоянии 60 км при плохих погодных условиях, да еще и с «выкрутасами» типа переходов в режим форсажа.
Внедрение технологии обеспечит каждого пассажира в каждом из самолетов настоящим широкополосным мобильным интернетом по доступной цене — то есть, можно будет хоть HD-видео смотреть или играть в онлайн-игры, но технология нужна не только для развлечения. В частности, с ее помощью можно будет в режиме реального времени собирать данные со всех систем самолета и отправлять их на землю, где они будут анализироваться с целью прогнозирования отказов. То есть, если сейчас они сохраняются бортовыми самописцами и анализируются только после катастрофы (и мы знаем, что послужило ее причиной), то в будущем можно будет эти катастрофы предотвратить.
Кроме того, в режиме реального времени можно будет транслировать на землю изображение с камер, так что уж точно не повторится ситуация с малайзийским «Боингом» (MH370), который просто «потерялся».
Илья Шатилин
Почему-то не сказано об основном косяке этого канала передачи — критической зависимости от погодных условий, когда луч рассеивается в тумане или дожде.
Там же mesh сеть между самолетами, хоть у одного из них будет нормальный канал
Andrey, это возможно, конечно, хотя установленной дальности соединения всего в 7 км может и не хватить на всю сеть, например при сплошной облачности)
Andrey Lysenko я думаю на эшелоне между самолетами под сотню км будет
Да, согласен)
Откуда 7 км? 7 км это высота во время испытаний, а дальность 60 км при плохой погоде, см. слайд с истребителем.
Про эшелоны: друг за другом можно идти на расстоянии от 10-15 км при наличии связи до 80 км при отсутствии, между параллельными эшелонами 50 км, вертикально по RVSM разница 300 метров, то есть, дальности лазеров хватит и вперед, и назад, и вбок, и вверх, и вниз.
А если учесть, что самолеты летают не как попало, а по воздушным трассам (то есть, относительно «кучно»), то Mesh-сеть между ними будет успешно работать. На слайде 4 приемопередатчика на самолете, то есть, будет поднято 4 линка одновременно. Относительно друг друга они будут малоподвижны, поэтому управлять лучом — не Rocket Science.
Действительно высота, сорри)
А то что фб уже делает, не?)
Фб занимается дирижаблями для покрытия разных бармалеев на земле, а не для ГА.
Технология одна. И там это уже давно не «проект» 🙂
Где на коммерческую эксплуатацию посмотреть? :)))
Так это после рейса
Самая близкая аналогия это вроде бы подключённые двигатели от роллс ройса которые телеметрию в полете передают уже сейчас через сатком и еще до приземления самолета наземные службы могут подготовиться к его ремонту, если замечены аномалии
А тут можно телеметрию всего борта гнать на землю в реальном времени, да еще мы сможем не только записи черных ящиков после авиакатастрофы слушать, а еще и видосики смотреть
Хотя стоп, видосиков не будет — если борт будет падать, линк наверняка оборвется