Во время авиашоу «В гостях у Utair» в Тюмени корреспондент FrequentFlyers.ru традиционно пообщался с президентом «Utair — Пассажирские авиалинии» Павлом Пермяковым и узнал много интересного о текущей ситуации в авиакомпании и ее планах. Когда запустят интермодальные перевозки, как обстоят дела с эксплуатацией «Суперджетов», какие новые самолеты будут брать, скоро ли запустят Wi-Fi, зачем нужны пилоты из Латвии и что будет происходить в региональными и дальнемагистральными направлениями: читайте прямо сейчас.
Одна из главных новостей Utair — это планы по продаже маршрутов с наземным участком, так называемый Fly&Bus, который сейчас в России есть только у «Победы». Смысл в том, чтобы лететь в аэропорт, где есть дешевое обслуживание и слоты, или в который в случае международных перевозок есть допуски, или который способен принимать используемые типы воздушных судов, а из/до пункта назначения доставлять пассажиров на автобусе. «Мы достаточно давно готовим это предложение. Сложность его связана с тем, что необходимо найти хорошего партнера для перевозки. Когда продаешь ее единым билетом, то пассажир должен быть уверен, что при любой нештатной ситуации он все равно сможет добраться до пункта назначения самым удобным и быстрым способом. Что делать, если автобус по дороге сломался? Например, в самолете 200 кресел, а 50 пассажиров этого рейса застряли в автобусе. Он должен ждать или должен вылетать? А если рейс всего лишь один в день? Тут очень много операционных вопросов и законодательных рисков: ответственность за весь маршрут несет авиакомпания. Поэтому мы осторожно относимся к этой схеме и долго ее разрабатывали, но уже в ближайшее время запустим эксперимент по комбинированным интермодальным перевозкам», — говорит Павел Пермяков. Какие это будут направления, пока не сообщается.
Вторая новость — это развитие региональных направлений. «Региональная авиация — наш конек, мы лучше всех умеем работать на этом рынке и уже в начале сентября анонсируем новое концептуальное развитие нашей региональной сети. Это будет большой шаг в развитии коридора «Юг-Сибирь», — рассказал Павел Пермяков. Речь идет о радикальном усилении одного из региональных хабов; какого именно, пока держится в секрете, но логично предположить, что это будет Ростов-на-Дону или Краснодар.
Третья новость — это планы по продажам допуслуг (багаж, выбор места, питание и т.п.) на интерлайн-маршрутах, например, авиакомпании «Руслайн», правда, пока они существуют лишь в общих чертах. «Это вещь непростая: интерлайн- или кодшер-соглашение можно просто заключить и совместно продавать билеты, это отработанная технология. С допуслугами сложнее, потому что нужно приходить со своими операционными процессами к партнеру и заставлять его их внедрять. Поэтому мы думаем над этим, но готового решения нет», — комментирует Павел Пермяков.
Зато уже три недели как работает продажа допуслуг за мили в мобильном приложении. Об этом толком не объявляли, сейчас Utair готовит доработки, чтобы можно было делать то же самое на сайте. «Но уже сегодня за все наши мили можно купить все допуслуги. Я сам уже тратил мили на еду и комфортное место, причем, как и с билетами, можно оплатить услугу миля не полностью, а комбинированно: часть милями, часть деньгами», — рассказывает президент Utair.
Что касается обновления парка самолетов, то в этом году будет выведено 5 возрастных Boeing 737-500, а в следующем году Utair получит 3 новых Boeing 737 MAX 8 в компоновке 8C/177Y и 2 бывших в употреблении, но свежих Boeing 737-800. Увеличение емкости, по словам Павла Пермякова, «позволит снижать цены и оставаться эффективными». В дальнейшем планируется поэтапный вывод 737 Classic, как быстро это будет происходить — зависит от конъюнктуры рынка. Возможно, часть машин будет каннибализирована на запчасти, часть продана. Почти все из этих машин уже находятся в собственности авиакомпании: они были в финансовом лизинге, который уже закончился. По некоторым финлизинг заканчивается, но к концу 2019 года в собственности будут все. Какие машины будут выводиться, будет зависеть от ряда факторов, в т.ч. от стоимости их дальнейшего техобслуживания. Однако крупные формы обслуживания, например, D-Check, в течение 2019 года ни одному из самолетов не потребуются.
В новых «Боингах» не будет Wi-Fi. Utair планирует дождаться, пока стремительное развитие технологий сделает эту услугу более качественной, чем сейчас. Как считает г-н Пермяков, лучше всего комбинация спутниковых и наземных (ground-to-air) решений, как в США, в России же пока все работает только через спутник, что достаточно медленно и дорого. «Правильнее дождаться, пусть мы будем не первыми, но зато у нас будет самая классная технология», —говорит Пермяков. Wi-Fi для стриминга IFE-контента он также считает бесперспективным: в Европе, по данным Utair, этим сервисом пользуется порядка 2% пассажиров, остальные в полет берут с собой свой собственный контент в памяти мобильного устройства, поэтому здесь важнее обеспечить пассажиров розетками. И во всех новых самолетах USB-розетки будут, также, возможно, ими дооборудуют и существующие.
Очень хорошо показали себя «Суперджеты», которые Utair взяла в мокрый лизинг у «Ираэро». Контракт был подписан на полгода и действует до октября, сейчас обсуждается его продление еще как минимум на год. Преимущество SSJ раскрывается на очень коротких маршрутах, а их у Utair много. Фрахт (он же мокрый лизинг), по словам Павла Пермякова — наиболее оптимальная схема эксплуатации гражданских самолетов Сухого, потому что с точки зрения техобслуживания сложно распылять усилия на несколько типов, а так им занимается «Ираэро». Utair устраивает общая стоимость финального продукта с целевой надежностью их устраивает, «Суперджетов» на российском рынке достаточно много, эксплуатировать их удобно и выгодно.
Что касается перспективного использования МС-21, то точных цифр по их эксплуатационным данным еще нет, поэтому в Utair пока изучают, насколько эти самолеты будут подходить для маршрутной сети перевозчика. Широкофюзеляжные самолеты брать пока не планируется, это мотивируют тем, что дальнемагистральный рынок в России сложный. Дальний Восток — на «плоских» тарифах нацпера и туда соваться нет смысла, туристический рынок — у чартерных операторов. Китайский рынок зарегулирован, но Utair продолжает на него смотреть, хотя очевидных ниш, в которые нужно было бы заходить прямо сейчас, не видит.
Utair рассматривает варианты сотрудничества с метапоисковиками для реализации прямого бронирования (Direct Booking), причем не обязательно это будет NDC. В то же время перевозчику удалось серьезно продвинуть собственные цифровые каналы продаж. Сейчас доля сайта и мобильного приложения в общем объеме продаваемых билетов составляет 42%. 2% пассажиров выбирают «тариф-сюрприз» с неизвестным временем вылета. Без багажа летает 50%, причем люди уже привыкли брать с собой ручную кладь правильных размеров и веса: за последнее время снизилась доля штрафов за сверхнормативный багаж в аэропорту. Раньше на них «попадали» 10% пассажиров, а сейчас только 4%.
По итогам июня пассажиропоток Utair, по данным Росавиации, упал на 2% год-к-году. Однако в Utair говорят о росте, объясняя это тем, что 20 рейсов в день, которые выполняют на самолетах «Ираэро», технически не считаются рейсами Utair, а Utair их считает своими, ибо продает на них билеты. Всего по итогам года пассажиропоток должен превысить 8 млн. человек, это на 14% больше, чем годом ранее. Однако в финансовом плане 2018 год будет гораздо хуже, чем 2017, в котором авиакомпания была прибыльной, как и в 2016-ом. 2018 год станет убыточным из-за роста цен на топливо, курса доллара и зарплат пилотов при отсутствии роста тарифов. Впрочем, убыток будет небольшим, порядка десятков-сотен миллионов рублей, что в масштабах авиакомпании незначительно. Такой размер убытка допускается финансовой моделью. Кредиторам все выплаты продолжаются.
Также в Utair, как и во всей отрасли, наблюдается дефицит пилотов. На работу берут иностранцев из Латвии и других стран ближнего зарубежья. При текущем среднем ежегодном росте пассажиропотока на 8% сейчас нужно ежегодно порядка 20-30 новых
экипажей (40-60 человек). Квота Росавиации на найм иностранцев для Utair составляет 25 человек.
Илья Шатилин
НАКОНЕЦ-ТО РОЗЕТКИ!
Для начала с багажом бы разобрались. В июле 2018 г. летели Сургут-Минеральные-Воды-Сургут, и туда и обратно багаж с нами не прилетел!!! Разборки, заявления… В итоге испорченные продукты.