Google запустил новый механизм поиска авиабилетов, который позволяет найти самые низкие цены при помощи статистического анализа истории цен. То есть, поисковик накапливает «big data» — информацию о том, сколько стоит билет по определенному направлению в определенную дату в зависимости от глубины продажи, а специальный алгоритм находит закономерности в изменении цены. Соответственно, после этого появляется возможность предсказывать, в какой момент выгоднее всего купить билеты конкретному пользователю. Эта функция доступна на мобильных устройствах и в браузере с 27 августа. Как это работает?
Сама идея основывается на алгоритмах работы компьютерных систем бронирования, используемых авиакомпаниями. Они в большинстве случаев динамически управляют ценой билетов на конкретный рейс в конкретную дату в зависимости от текущего спроса. Задача — максимизировать выручку с рейса, то есть, продать как можно больше кресел по как можно более высокой цене с учетом поведенческого фактора пассажиров: кто-то покупает билеты заранее, чтобы они точно достались, кто-то решает купить их в последний момент. Считается, что в первом случае они всегда самые дешевые, а во втором — самые дорогие, однако на самом деле это вовсе не так. И вот почему.
Допустим, по определенному направлению в текущем сезоне установлено три варианта цен: 10, 20 и 30 тысяч рублей; это тариф (Fare) и обозначается он буквой латинского алфавита, например, N, Q и Y. На самом деле «букв» может быть добрых полтора десятка, а разница в цене между ними — 1 тысяча рублей, три тарифа мы взяли просто для простоты объяснения. Помимо тарифов есть еще сборы (топливные, аэропортовые и т.п.), они всегда одинаковые. Например, 3000 рублей, в итоге билет стоит 13, 23 или 33 тысячи. Также могут быть подклассы с разным набором услуг, обозначающиеся дополнительными буквами например, у «Аэрофлота» это будет NVO, NCL и NFM для «Бюджета», «Оптимума» и «Премиума». Надбавка за набор услуг тоже все время одинаковая, с течением времени меняется только сам тариф, то есть, вместо NVO/NCL/NFM появляется QVO/QCL/QFM и YVO/YCL/YFM.
Суть динамического ценообразования в следующем. Сначала, например, поступают в продажу билеты с тарифом 20 тысяч без сборов. Система бронирования анализирует, как идут продажи и насколько велика вероятность продать рейс по этой цене. Далее два варианта. Первый: продажи идут очень хорошо. Ага, значит, много желающих будет улететь этим рейсом — повышаем цену до 30 тысяч. Второй: продажи идут плохо. Ага, давайте снизим цену до 10 тысяч. Дальше опять анализируется динамика продаж и цена либо падает, либо вырастает, причем меняться цены могут даже несколько раз в день. Если велика вероятность того, что билеты купят за любые деньги (например, в пункте назначения — популярное мероприятие типа олимпийских игр или концерта Ольги Бузовой), цены будут удерживаться на высоком уровне, если же спрос совсем плох — включатся промо-предложения, где сам тариф может быть вообще нулевым, а нужно оплатить только сборы. Тогда набегут любители улететь абы куда абы когда, лишь бы дешево, они позволят авикомпании хотя бы окупить обслуживание самолета в аэропорту и стоимость керосина. Если и после этого не покупают билеты — рейс могут отменить, а горстку пассажиров отправить альтернативными рейсами, даже с учетом возможных компенсаций это выгоднее, чем гонять пустой борт туда-сюда. Если же ситуация такова, что из раза в раз пассажиры покупают только дешевые билеты, а дорогие — нет, то снижается количество выполняемых рейсов по направлению либо оно вовсе закрывается.
Так вот, Google на основе статистики предсказывает, когда билеты будут самыми дешевыми. Такая же функция в начале этого года появилась у Aviasales, она ошибается всего в 10% процентах случаев, что для прогнозного метода — очень хороший результат.
Правда, следует понимать, что подобная методика работает только тогда, когда ею пользуется небольшое число пассажиров, выхватывающих билеты в момент наименьшей цены. Иначе возможны два варианта: либо система автоматически повышает цены, увидев рост спроса (причем она может делать это с упреждением, то есть, если все ждут последнего дня перед вылетом, чтобы купить билеты по минимальному тарифу, то она это тоже спрогнозирует и зарядит максимальный, лететь-то все равно надо). Либо, если по высокой цене никто из принципа покупать билеты не станет, ожидая ее снижения, то рейс станет убыточным и в конечном итоге никто никуда вообще не полетит.
Новая функция Google Поиска также позволяет следить за изменениями цен на гостиницы: они тоже применяют динамическое ценообразование. Теперь пользователи смогут узнать, насколько изменилась цена по сравнению со средней стоимостью, а также сравнить ее с ценами на другие гостиницы по аналогичным параметрам (направление, ценовой диапазон, сроки, количество звезд). Эта функция доступна на мобильных устройствах с 27 августа.
Илья Шатилин
Так а где скрин этой фичи в действии то?
Показанное я наблюдаю и на Момондо без всяких статей…
Просто пиар гугла. В РФ динамическим ценообразованием увлекается только победа, и если меняется, то медленно. Остальные АК устраивают только распродажи. В мире китайцы иногда имеют интересное ценообразование на внутренних полетах (чем ближе вылет, тем дешевле)