В аэропорту Шереметьево (терминалы B, D, E и F) оборудовали 7 курительных комнат с вытяжками и пепельницами. Для того, чтобы соответствовать законодательству, они расположены на улице на расстоянии 15 метров от входов в терминалы. Кабинки отапливаются инфракрасными нагревателями и освещаются.
Фактически эти кабинки — единственные законные места, где можно курить в аэропорту. Однако пассажиры, находящиеся в «чистой зоне» в ожидании рейса, конечно, в эти кабинки вряд ли пойдут: сегодня они предпочитают курить в туалетах, из-за чего там постоянно стоит дым коромыслом. Пресекать это, по большому счету, некому — это находится в юрисдикции органов внутренних дел, а полиция не очень горит желанием патрулировать туалеты. Да и позиция аэропорта такова, что нужно не гонять курильщиков, а вернуть изолированные кабины для них, которые были в аэропорту до введения антитабачного закона.
10 курилок, которые были в аэропорту Шереметьево, демонтировали в июне 2013 года, однако уже в сентябре того же года они снова появились, в ноябре ненадолго исчезли после депутатского запроса о законности их функционирования, и затем снова вернулись обратно. Лишь летом 2014 года суд окончательно предписал демонтировать курительные комнаты, признав их незаконными.
Аэропорт Шереметьево еще в мае 2015 года инициировал проведение общественных слушаний на базе Общественной палаты РФ с привлечением экспертов Минздрава, Минтранса, представителей антитабачных и табачных коалиций. В тот же период было проведено всероссийское исследование со стороны ВЦИОМ, результаты которого показали, что «подавляющее большинство опрошенных авиапассажиров (84%) согласны с тем, что в российских аэропортах следует организовать специальные помещения для курения». При этом 37% пассажиров лично сталкивались с нарушителями запрета на курение в помещениях аэропортов.
В ноябре 2017 года в Госдуму был внесен законопроект о возврате курилок в аэропорты. “Исходя из… анализа и сложившейся за четыре года практики, предлагаемая мера по созданию специальных мест для курения в настоящее время представляется более эффективной в отношении защиты некурящих посетителей и работников аэропорта, чем существующий малоэффективный запрет”, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. В связи с этим предлагается расширить список исключений, предусмотренных в законе “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”, где по решению собственника допускается курение, “зонами аэропортов, предназначенных для нахождения зарегистрированных пассажиров, работников аэропорта и авиакомпаний».
Однако законопроект до сих пор не принят, равно как не были поддержаны и предыдущие инициативы.
Зато теперь в аэропорту работают две лаунж-зоны для пользователей систем нагревания табака (где их же можно и купить). Формально это курением уже не является, поэтому люди все равно потребляют никотин, находясь в аэропорту. Тем самым запрет фактически обходится, а табачные компании все равно получают прибыль: в России никотиновой зависимостью страдает 40% взрослого населения.
Нетерпимостью к табаку знаменита авиакомпания «Победа». При попытке закурить в туалете самолет специально сажают в ближайшем аэропорту, чтобы затем взыскать с курильщика все связанные с этим расходы, сумма которых достигает пары сотен тысяч рублей.
Илья Шатилин