Московская межрегиональная транспортная прокуратура подала в суд на авиакомпанию «Победа». Ведомство требует признать незаконным сбор в размере 25 евро за регистрацию на авиарейсы в аэропортах иностранных государств и обязать лоукостера исключить соответствующий пункт из собственных правил. Регистрация в аэропорту оформляется «Победой» как дополнительная услуга (Special service request, SSR) под кодом ACKI.
Правда, какими юридическими нормами руководствуется прокуратура, непонятно: в Федеральных авиационных правилах есть целая глава VI под названием «Регистрация пассажиров и оформление багажа», в которой подробно описан процесс регистрации, начинающийся с пункта 77, в котором Капитан Очевидность сообщает, что «для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа». О том, что регистрация должна быть бесплатной, об онлайн-регистрации и тому подобных вещах в этой главе не сообщается.
Однако в пункте 93 говорится о том, что «в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке», а в пункте 97 — о том, что «за услуги, указанные в пунктах 92-95 настоящих Правил, дополнительная плата не взимается».
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что такую формулировку «Победа» имеет возможность трактовать как угодно, поскольку в пункте 97 не указано, что дополнительная плата не взимается именно с пассажира. С одной стороны, это вроде как подразумевается, но, с другой стороны, остальные услуги из пункта 93, вроде «организации посадки пассажиров в воздушное судно», «крепление багажа на борту воздушного судна» и т.п. явно говорят о том, что этот пункт касается взаимоотношений авиакомпании и наземных служб аэропорта, и дополнительная плата не взимается как раз с авиакомпании в российских аэропортах, потому что все эти услуги уже включены в аэропортовые сборы.
На это как раз и упирает «Победа», аргументируя то, что регистрация платная только в зарубежных аэропортах: «В российских аэропортах авиакомпании обязаны обязаны включать в цену билета стоимость услуги регистрации, даже если клиент зарегистрировался самостоятельно и услуга в аэропорту ему не нужна. Мы считаем, что неправильно включать в тариф стоимость этой услуги, если клиенты хотят сэкономить и зарегистрироваться самостоятельно. Введение платы за регистрацию агентом в аэропорту – это давняя мировая практика. Авиакомпания «Победа» будет в суде отстаивать права клиентов не платить за услугу регистрации в аэропорту». По данным «Победы», сейчас 85% пассажиров, вылетающих из зарубежных аэропортов, регистрируются онлайн; стоит задача увеличить их долю до 95%.
«В Европе это действительно распространенное явление. Платная регистрация в аэропорту стимулирует развитие электронной регистрации и снижает нагрузку на инфраструктуру аэропорта. В преддверии введения в России безбумажных процедур платная регистрация стала бы хорошим стимулом для их развития, особенно если ее дополнить техническими средствами саморегистрации багажа», — отмечает Олег Пантелеев.
Шереметьево: стойками саморегистрации багажа пользуется всего 1% пассажиров
То есть, прокуратуре теперь для того, чтобы заставить «Победу» отменить 25-евровый сбор, потребуется пролоббировать изменения формулировок ФАП на более внятные. Однако вряд ли на это пойдет Минтранс, который скорее заинтересован явным образом регламентировать меры, стимулирующие переход на безбумажную регистрацию в российских аэропортах. Ожидается, что заградительный тариф составит 1000 рублей.
Илья Шатилин
А потом они будут онлайн регистрацию начинать за 2 часа за рейса, чтобы не успел никто
Победа так беспокоится о деньгах пассажира, но не указывает, что сбор за обслуживание пассажиров в базовом аэропорту 163-166 руб., что включает и регистрацию, и обработку багажа, и еще кое-что.