Росавиация и Международный аэропорт Шереметьево подписали концессионное соглашение сроком на 49 лет. В соответствии с ним аэродромная инфраструктура будет реконструирована на средства частных инвесторов и они, в свою очередь, смогут после этого получать доход от ее эксплуатации. Это увеличит размер аэропортовых сборов и, соответственно, цены на билеты.
Это второй случай подобного рода в России; ранее все аэродромы были государственными и их развитие финансировалось из федерального бюджета. Первым концессионным соглашением стала аналогичная схема в Новом Уренгое. На всякий случай проясним: любой аэропорт обязательно включает две крупные части: аэродром и аэровокзальный комплекс. Также обычно есть топливозаправочный, грузовой комплексы и т.п. Еще с 90-х годов всё это разрешили приватизировать, но сами аэродромы, то есть, взлетно-посадочные полосы, перроны, светосигнальное оборудование и т.п. находилось строго в ведении государства. Получалось, что в большинстве аэропортов было два «хозяина»: государство и частные инвесторы, и у каждого был свой взгляд на развитие аэропорта.
То есть, например, инвестор готов построить сказочный просторный удобный терминал с большой пропускной способностью — а при этом в аэропорту одна старая короткая полоса и полторы стоянки: увеличить пассажиропоток физически не получится, а денег государство не выделяет, считая, что в другом месте они нужнее. Или наоборот: отгрохает государство четыре полосы километров по пять — хоть «Бураны» сажай, а инфраструктуры там — старый сарай и ржавая цистерна для керосина (утрируем, конечно, но смысл понятен), и денег у владельца на что-то новое нет.
Концессия решает эту проблему: аэродром и прочая инфраструктура развиваются синхронно. При этом аэродром остается в собственности государства. Объем инвестиций составит порядка 61 млрд рублей. «Отбивать» их будут за счет тарифа за взлет-посадку, он увеличится для авиакомпаний примерно на 100 рублей с пассажира. Соответствующим образом подорожают и авиабилеты; на фоне средней стоимости авиабилета (на эти новогодние праздники — 10 тысяч рублей по России и 46 тысяч — за рубеж) сумма выглядит незначительной.
Сбор за взлет-посадку берется не с пакса, а с тонны м.в.м.
Тариф за взлет-посадку вроде исчисляется не с пассажира, а с тонны м.в.м.