В интернете бродит много слухов о том, как пересесть в самолете в бизнес-класс. Кто-то пытается подсунуть на стойке регистрации шоколадку, кто-то вкладывает в паспорт красную купюру, кто-то просто усаживается на свободное кресло и надеется, что его не прогонят. Все эти способы не работают. В авиакомпаниях есть специально установленные процедуры повышения класса обслуживания и цветовая дифференциация штанов, в смысле, категории пассажиров с различными приоритетами. Мы расскажем о ней на примере «Аэрофлота», где бесплатно пересесть в бизнес-класс можно при овербукинге, он же Involuntary Oversale — то есть, когда мест в «экономе» продано больше, чем есть на самом деле. Что такое овербукинг — читайте в отдельной статье, а мы перейдем к приоритетам.
Итак, самые первые претенденты на апгрейд — это сотрудники, летящие в командировку, причем это касается сотрудников также дочерних авиакомпаний группы «Аэрофлот» и других перевозчиков альянса SkyTeam, но только на рейсах продолжительностью более 7 часов.
На втором месте — командиры воздушных судов «Аэрофлота», летящие в отпуск.
Только после этих пассажиров идут те, кто оплатил милями билет бизнес-класса, но имеет забронированный «эконом», то есть, находится в листе ожидания. Сначала приоритет у «платиновых» участников программы «Аэрофлот Бонус», затем у золотого уровня, серебряного и базового соответственно.
Следующими идут «коммерчески важные», то есть, сотрудники высокодоходных компаний-корпоративных клиентов «Аэрофлота», а после них — те, кто решил оплатить повышение класса обслуживания в день вылета деньгами (что дешевле, чем делать это заранее, поскольку при обычном перебронировании с доплатой вы получаете гарантированное место, а здесь нет). Соответственно, здесь тоже наивысший приоритет у платинового уровня, низший — у того, кто вообще не член бонусной программы.
Лишь после них идут апгрейды за мили «Аэрофлот Бонуса» — сначала платина, потом золото, потом серебро, потом обычные участники. После них — бесплатные апгрейды. Что характерно, тариф, по которому куплен билет, значения не имеет: порой повышают даже тех, кто летит условно-бесплатно за мили, а не тот, чей билет стоит дороже остальных.
В 2018 году пассажиры стали реже покупать билеты бизнес-класса. По данным Туту.ру, доля бизнес-класса уменьшилась примерно на 30%. И связано это не с падением продаж билетов бизнес класса, а с ростом продаж билетов эконом-класса. Рынок эконом-класса больше и растет быстрее. Средняя стоимость полета бизнес-классом составила 39 694 рубля в одну сторону. Это почти в пять раз больше, чем стоимость среднего билета в эконом-классе (8 129 рублей).
И по России, и за границу чаще всего бизнес-классом летает сильный пол (60% пассажиров —мужчины). Такие перелеты чаще всего выбирают путешественники старше 45 лет.
Самыми популярными среди маршрутов по России стали перелеты из Москвы в Сочи, на них пришлось 11% всех проданных в бизнес-класс билетов за год. Средняя стоимость перелета — 59 тысяч рублей в обе стороны. Вторую строчку рейтинга занял маршрут Москва — Симферополь (9%, 55 тысяч рублей). Топ зарубежных направлений: все десять позиций рейтинга принадлежат вылетам из Москвы.
На первом месте рейсы в Тель-Авив (4%, 89 тысяч рублей). На втором — в Тиват (4%, 73 тысячи рублей), на третьем — в Ташкент (3%, 96 тысяч рублей).
В 2018 году десятку покинули Ларнака, Минск и Лондон, которые годом ранее занимали 2, 4 и 8 строчки рейтинга.
Направление |
Рейтинг, 2017 |
Рейтинг, 2018 |
Доля, 2017 |
Доля, 2018 |
Цена в обе стороны, 2017 |
Цена в обе стороны, 2018 |
Изменение цены, % |
Москва — Сочи |
2 |
1 |
8,5% |
10,8% |
57861 |
59512 |
+3% |
Москва —Симферополь |
1 |
2 |
9,6% |
9,6% |
56924 |
55271 |
-3% |
Москва —Петербург |
4 |
3 |
4,6% |
4,9% |
56624 |
54925 |
-3% |
Москва —МинВоды |
3 |
4 |
5,3% |
4,2% |
47806 |
39189 |
-18% |
Москва —Краснодар |
7 |
5 |
3,4% |
3,9% |
55177 |
49477 |
-10% |
Петербург — Сочи |
10 |
6 |
2,2% |
3,7% |
68761 |
48755 |
-29% |
Москва —Красноярск |
6 |
7 |
3,4% |
3,3% |
64654 |
67182 |
+4% |
Петербург — Симферополь |
8 |
8 |
2,8% |
3,1% |
51932 |
60354 |
+16% |
Москва —Ростов-на-Дону |
5 |
9 |
4,0% |
3,0% |
46541 |
51165 |
+10% |
Москва — Иркутск |
16 |
10 |
1,2% |
2,2% |
88311 |
120594 |
+37% |
Направление |
Рейтинг, 2017 |
Рейтинг, 2018 |
Доля, 2017 |
Доля, 2018 |
Цена в обе стороны, 2017 |
Цена в обе стороны, 2018 |
Изменение цены, % |
Москва — Тель-Авив |
1 |
1 |
3,5% |
3,6% |
62177 |
89292 |
+44% |
Москва — Тиват |
6 |
2 |
2,1% |
3,5% |
59171 |
73148 |
+24% |
Москва — Ташкент |
5 |
3 |
2,3% |
3,0% |
82107 |
96888 |
+18% |
Москва — Ереван |
10 |
4 |
1,8% |
2,9% |
60043 |
66599 |
+11% |
Москва — Баку |
7 |
5 |
2,1% |
2,8% |
63057 |
64310 |
+2% |
Москва — Мюнхен |
3 |
6 |
2,9% |
2,8% |
37932 |
71190 |
+88% |
Москва — Тбилиси |
9 |
7 |
1,9% |
2,7% |
50650 |
69650 |
+38% |
Москва — Дубай |
11 |
8 |
1,7% |
2,5% |
127327 |
89816 |
-29% |
Москва — Париж |
19 |
9 |
1,3% |
2,3% |
76039 |
101558 |
+34% |
Москва — Милан |
29 |
10 |
1,0% |
1,9% |
93478 |
86724 |
-7% |
«Только после этих пассажиров идут те, кто оплатил милями билет бизнес-класса, но имеет забронированный “эконом”, то есть, находится в листе ожидания.» потом рассказывается про апгрейд за деньги, и дальше снова «Лишь после них идут апгрейды за мили «Аэрофлот Бонуса» — сначала платина, потом золото, потом серебро, потом обычные участники.»
Аэрофлот уже года два или три смотрит на тариф при апгрейде, я даже лично в Минске сталкивался с этим — сначала платина, конечно, а потом голд с самым высоким тарифом.
Один западный бизнесмен признался мне по секрету: «За последние десять лет я летал туда и обратно в среднем по семь раз в году, но за все время меня «проапгрейдили» только дважды. И теперь у меня бзик, потому что я убежден, что существует какой-то секрет, дающий доступ к сокровищам бизнес- или первого класса». Однако мой собеседник сразу предупредил: напрашиваться на «апгрейд» — бесполезное занятие, все равно что просить распорядителя лототрона вытянуть именно ваш билет. Ведь судьба сама выбирает счастливчиков. Это утверждение верно и в отношении «апгрейда»: его плезиры раздаются лишь немногим избранным. Так как же прорваться в их число?
Мне однажды повезло. Было «золото» Аэрофлота (теперь «серебро»), летел экономом с коллегой в командировку из Южно-Сахалинска в Москву (9 часов). Перед посадкой нам предложили перебраться в бизнес бесплатно (у коллеги тоже было «золото»).