Airbus объявила о сворачивании программы производства самолетов A380. В ближайшие два года будет выпущено 14 таких машин, а с 2021 года их выпуск будет полностью прекращен.
Это решение связано с переориентацией ключевого заказчика A380 — авиакомпании Emirates — на более мелкие A330neo и A350-900, она сократила суммарный портфель заказов со 162 до 123. Сейчас у нее 109 самолетов такого типа.
A380 — самый большой в мире пассажирский самолет, вмещающий до 853 человек на двух палубах в одноклассной компоновке. Правда, в такой конфигурации их никто не эксплуатирует: большинство авиакомпаний размещает чуть более 500 пассажиров. Например, у Emirates салон включает 14 мест первого класса, 78 бизнес-класса и 429 «эконома». В итоге получается не намного больше, чем в крупных двухдвигательных самолетах типа Boeing 777-300 (например, у «России» там по 457 кресел), но при этом огромный четырехдвигательный самолет потребляет значительно больше топлива, что при нынешних тенденциях удешевления авиаперевозок становится все менее актуальным.
Программа A380 стала убыточной для Airbus; корпорация ранее заявляла, что для ее окупаемости нужно продать не менее 420 самолетов, на сегодняшний же день построено 237, а с оставшимися 14 получится 251. Первые самолеты начали летать на пассажирских рейсах с 2007 года. Их эксплуатируют 15 авиакомпаний, преимущественно азиатских, однако такие машины есть и у европейских нацперов: Air France, British Airways и Lufthansa. Интересно, что незадолго до кончины взять A380 планировала и авиакомпания «Трансаэро».
Несмотря на прекращение производства, выпущенные самолеты еще много лет будут летать, а после вывода из эксплуатации, по всей видимости, будут переделаны в грузовые, как это сейчас массово происходит с Boeing-747.
Для того, чтобы успеть слетать на A380, можно воспользоваться специальным сайтом для выбора рейса, на котором точно будет использоваться этот самолет.