Аэропорт Пулково (г. Санкт-Петербург) до конца марта опубликует мастер-план развития на период до 2035 года. В настоящее время он находится в финальной стадии согласования с городской администрацией.
План включает 2 ключевых периода: до 2023 года и до 2035 года. К 2023 году ожидается увеличение пассажиропотока до 25 млн. пассажиров в год, а к 2035 — до 35 млн., что практически вдвое больше, чем по итогам 2018 года (18,1 млн).
Существует три варианта развития аэропорта, один из которых будет принят в итоговом мастер-плане. Подробнее:
Первый подразумевает расширение существующего терминала за счет пристроек новых посадочных галерей с северной стороны для международных рейсов и с южной для внутренних.
Второй план предусматривает строительство в южной части аэропорта отдельного терминала для лоукостеров.
Наконец, по третьему плану планируется небольшое расширение центрального пассажирского терминала и использование для лоукостеров не действующего в настоящий момент терминала Пулково-2.
В нынешнем состоянии аэропорт Пулково рассчитан на 18 млн. пассажиров в год, то есть, он уже подошел к пределу пропускной способности. При этом прогнозируется увеличение пассажиропотока в 2019 году еще на 10% — то есть, до 19,8 млн. пассажиров, а за январь-февраль пассажиропоток вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,7%. Это, впрочем, не означает, что прирост окажется больше прогнозируемого, поскольку в низкий сезон он обычно выше, чем в высокий (с апреля по сентябрь), прогноз же среднегодовой.
Как обслужить еще почти 2 миллиона пассажиров без нового строительства? Для этого аэропортом принят ряд мер по «расшиванию» узких мест.
Во-первых, была расширена зона входного контроля; здесь появились дополнительные пункты досмотра для пассажиров без багажа (по краям от основной зоны за стеклянными дверями).
Во-вторых, оптимизирована проверка документов перед предполетным досмотром (расширено число кабинок, правда, расположение их таково, что пассажиры обычно не видят, что есть другие кабины, и толпятся у первой).
В-третьих, были также перестроены некоторые багажные карусели, что увеличило пропускную способность системы выдачи багажа.
Четвертая мера — это выделение ряда автобусных гейтов под лоукостеров, в частности, «Победу»: их пассажиров заранее загоняют в накопитель, отделенный от основной зоны ожидания.
Пятая мера — это появление мультирейсовых стоек, на которых могут зарегистрироваться пассажиры любых авиакомпаний, а также удаленных стоек, например, в Pulkovo Outlet Village или на ПМЭФ. Есть планы по их открытию в отелях и других местах скопления туристов, однако эти планы озвучивались и ранее, и воз своего местоположения с тех пор не менял. Обещают также в 2019 году организовать стойки автоматической сдачи багажа и прохода в самолет без бумажных посадочных талонов.
Также ресурсы для увеличения пропускной способности даст более равномерное распределение рейсов по времени суток; для понимания: аэропорт позволяет обслуживать на внутренних направлениях 1400 пассажиров в час и на международных — 1600.
Аэродромная же инфраструктура расширения в среднесрочной перспективе не потребует: при работе двух ВПП одновременно выполняется до 45 операций в час, при одной рабочей полосе — 34.