UPD.: С вечера 13 марта отстранены все 371 B737 MAX во всем мире
Полторы сотни самолетов Boeing 737 MAX из 350+ находящихся в эксплуатации были со вчерашнего и сегодняшнего дня отстранены от полетов; преимущественно в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и Африке, но также и в Великобритании и Норвегии, закрыто для них воздушное пространство Германии и Франции, мы не успеваем дополнять этот список, он стремительно растёт. Акции Boeing в связи этим подешевели вчера сразу на 11%. Поводом для отстранения от полетов стала катастрофа рейса ET302 авиакомпании Ethiopian Airlines: самолет упал в процессе набора высоты через несколько минут после взлета. Причины катастрофы пока не известны, однако авиакомпании предпочитают перестраховаться: в конце прошлого года такой же самолет упал в Индонезии также во время набора высоты. В США, России и других странах самолеты летают. Так почему же падают MAX’ы и не пора ли сдавать билет? Объясняем на пальцах:
Почему упал самолет в Индонезии?
Как обычно бывает, к катастрофе приводит сочетание факторов. Если вкратце, то самолеты Boeing 737 MAX оснащены системой MCAS, которая предназначена для автоматического вывода самолета из сваливания при превышении угла атаки. Алгоритм простой: она переставляет хвостовой стабилизатор на пикирование. Если угол атаки превышен (грубо говоря, самолет летит носом вверх), это помогает вернуть его в безопасное положение. А вот если неисправен один из датчиков, то автоматика, ориентируясь на ложные данные, направляет самолет в сторону земли. На этот случай предусмотрена процедура установки стабилизатора в правильное положение вручную (runaway stabilizer). Однако это нужно сделать сразу; индонезийские же пилоты потеряли время на борьбу со штурвалом, а поскольку дело происходило вскоре после взлета, то для спасения самолета правильными действиями уже просто не хватило высоты. То есть, к катастрофе привела неисправность самолета в сочетании с неправильными действиями пилотов. При этом об алгоритмах работы MCAS не было ничего написано в руководстве по летной эксплуатации (FCOM). После этого Boeing дополнительно оповестила авиакомпании о существовании такой особенности.
Почему упал самолет в Эфиопии?
Этого пока никто не знает. Обычно от обнаружения бортовых самописцев до публикации финального отчета о причинах катастрофы проходит несколько месяцев. Все версии, которые сейчас публикуются в СМИ — это лишь догадки «диванных экспертов». Вывод самолетов из эксплуации связан с желанием перестраховаться: мол, «вдруг здесь была такая же неисправность и пилоты тоже действовали неправильно, давайте сначала убедимся, что наши пилоты при такой неисправности все сделают как надо, а заодно получим уверенность, что это не конструктивный недостаток».
Что делает Boeing?
Сторонники теорий заговора и аэрофобы кричат о том, что Boeing и авиакомпании скрывают истинные масштабы проблемы. На самом деле Boeing еще после индонезийской катастрофы готовила обновление программного обеспечения системы MCAS, чтобы сделать ее вмешательство в полет менее агрессивным. Оно будет выпущено не позднее апреля. Важно подчеркнуть, что это никак не связано с катастрофой в Эфиопии, поскольку о её причинах пока ничего не известно. Управление гражданской авиации США (FAA) опубликовало заявление, что считает Boeing 737 MAX пригодным и безопасным для полетов. В FAA уточняют, что Boeing обяжут модернизировать MCAS (что и будет сделано программно). Изменится и система обучения пилотов для полетов на этих типах.
Летают ли Boeing 737 MAX в России?
Да, два борта есть у S7 Airlines. Она (в лице «Глобуса», в котором эксплуатируются «Боинги») не планирует приостанавливать полеты на этих воздушных судах. «Наши специалисты со вчерашнего дня в тесном контакте с производителем; пока никаких рекомендаций не поступало», — сообщили в понедельник в пресс-службе авиакомпании. Заказаны такие самолеты «Победой», «Уральскими авиалиниями» и Utair, однако они еще не поступили.
UPD: По неподтвержденным на 17:00 12 марта данным, Минтранс готовит директиву о приостановке эксплуатации «Максов» и в России.
UPD2:
Стоит ли сдавать билет?
Вероятность того, что неисправность в сочетании с неправильными действиями пилотов приведет к катастрофе, существует на любом типе воздушного судна, поэтому бояться конкретного Boeing 737 MAX не стоит, сотни таких машин летают по всему миру. Вероятность попасть в катастрофу при полете на этом типе примерно такая же, как на любом другом; она в десятки раз ниже, чем попасть под грузовик, переходя через улицу. И уж точно не стоит путать 737 MAX 8 (737-8) и один из самых массовых находящихся в эксплуатации типов 737-800: это разные самолеты, и MCAS у «восьмисоток» и других самолетов предыдущих поколений 737 нет. Но они тоже иногда падают.
А почему дружок,да потому. что я жизнь учил не по учебникам….
наверное что-то не так во взаимоотношениях собственников авиакомпаний с боингом.
далбоеб, в расеи их всего два было, и оба отстранили