Продолжение. [Часть 1] [Часть 2] [Часть 3]
Казалось бы, разработанный к середине 2000-х годов самый большой в мире пассажирский самолет Airbus A380 — чудо инженерной мысли, новое слово в науке и технике, квинтэссенция современных технологий. Да, но нет. Еще в начале 1980-х, за 20 лет до этого, в СССР началась разработка собственного двухпалубного лайнера.
Работы начались в 1983 году в киевском ОКБ Антонова, а самолет предполагалось назвать Ан-418. Почему именно такой индекс? Потому, что 4 запорожских двигателя Д-18TM. Забегая вперед, скажем, что проектировался двухдвигательный самолет Ан-218 и трехдвигательный Ан-318, о которых мы расскажем позднее. «Четыреста восемнадцатый» Ан представлял собой пассажирскую версию только-только созданного (первый полет 24 декабря 1982 года) тяжелого военно-транспортного самолета «Ан-124», он же «Руслан». В Советском Союзе это вообще была распространенная практика: сначала выпускаем военную машину, а потом уже из нее делаем гражданскую. Например, первый реактивный самолет Ту-104 — не что иное, как немного видоизмененный бомбардировщик Ту-16.
Ан-124 превращался в Ан-418 путем нехитрых изменений фюзеляжа: грузовые люки убирались, появлялись входные двери, аварийные выходы, иллюминаторы, которых у грузового самолета не было; кроме того, появлялся пол, разделяющий фюзеляж внутри на две палубы, и, конечно, система кондиционирования и вентиляции, способная поддерживать комфортную для пассажиров «высоту в кабине»: у грузовика давление в салоне вдвое ниже, чем у пассажирского самолета, и приемлемое для человека поддерживается лишь в кабине пилотов. Но самое главное — менялась аэродинамическая схема: грузовой высокоплан (крыло в верхней части фюзеляжа) превращался в низкоплан (крыло в нижней части фюзеляжа). Также у Ан-418 были другие стойки шасси.
Ан-418 в одноклассной компоновке мог бы вмещать более 800 пассажиров, а в двухклассной — 690. Максимальная дальность полета составляла 10000 километров. В менее плотной компоновке с большим бизнес-классом и 500-550 креслами самолет мог бы летать на 12-13 тысяч километров. Очень похоже на A380, правда? Тот вмещает до 853 пассажиров по Exit Limit и 525 с типовым трехклассным салоном.
В 1985 году было принято решение приоритетным проектом широкофюзеляжного самолета сделать Ил-96, одновременно партия поручила ОКБ Антонова разработку Ан-225 «Мрия» и работы над Ан-418 были временно приостановлены, однако в 1987 году снова возобновлены. В 1990 году было построено два фюзеляжа Ан-124 без грузовых люков — именно они должны были стать первыми испытательными лётными образцами пассажирской версии. Однако в 1991 году стало уже не до этого, машины достроили как грузовые и передали заказчикам, а в 1993 году проект Ан-418 был окончательно свернут, оставшись только в виде моделей самолетов: независимая Украина в святые девяностые (да и сейчас тоже) была не в состоянии потянуть такой проект.
Зато его смогли потянуть в Европе: часть инженеров ОКБ Антонова нашли работу в Airbus, и, по слухам, вместе с чертежами — говорят, что центральная часть фюзеляжа A380 полностью повторяет центральную часть Ан-418, французы изменили лишь носовую часть, перенеся кабину пилотов на нижнюю палубу, чтобы улучшить обзор во время руления в аэропорту. Мы чертежей не видели, поэтому утверждать этого на 100% не будем.
Ан-418 — не единственный советский двухпалубный самолет. Существовали и другие концепции, правда, лишь на бумаге. В частности, двухпалубным мог стать… Ил-86! Одна из первоначальных идей заключалась в том, чтобы еще один пассажирский салон разместить в нижней части фюзеляжа — там, куда впоследствии все сами складывали свои чемоданы.
В начале 1990-х нарисовали и Ил-96-550: самолет с фюзеляжем в форме «восьмерки»: внизу широкая часть, как у обычного Ил-96, наверху — узкая, как у Ту-154. Однако в девяностые такой самолет был никому не нужен и разработки по этому проекту не велись, кроме двигателя НК-93. Двигатель дожил даже до летных испытаний в 2007 году, но потом финансирование прекратили, и…
И, наконец, самый интересный проект: настоящий аэробус! То есть, самолет-автобус. Если уж переделывать военный самолет, то почему бы не взять самый распространенный транспортник Ил-76? Внутри его фюзеляжа предлагалось разместить два салона: верхний на 184 и нижний на 66 пассажиров. При этом внизу в каждом ряду размещался бы один блок из трех кресел, а рядом бы располагались багажные контейнеры.
Читайте также: КР-860: несбывшийся двухпалубный самолет из 1990-х
Илья Шатилин
Интересные проекты, которые не были реализованы, но может быть оно и к лучшему. Требования к пассажирским самолетам за последние 20 лет претерпели существенные изменения.
Бизнес-класс появился в СССР в 1988 году. Если в проектах и встречался иной класс. кроме туристского, то это был первый.
а380 хуже окупаются, чем новые боинги
если уж вы в статье сретесь что он слизан якобы с наших крутых картинок-каракулей.
проект закрывают, делаются последние самолеты.
читайте хотя-бы википедию, если не верите.
а такой самолет как на картинках в статье в россии появится ни в 2000е ни сейчас бы не мог, да и в ближайшем будущим тоже
ни денег, ни столько людей умных, ни управленцев нормальных. он бы просто не окупался в стоимости топлива в расчете на одного пассажира.
сухой суперджет на которых у всех рвота начинается, много кем используется сейчас? хотя половина запчастей иностранных стоит.
посмотрите сколько у нас запусков удачных в космос.. все сразу станет понятно. в каком состоянии авиа-космос промышленность
Чудо — ну ты явно не в России живёшь,раз такую чушь утверждаешь,да и к авиации НИКАК не относишься от слова СОВСЕМ,да и судя по фразеологии — не твоя это стезя — выражать мысли и тем более без ругани.Уровень троечника 6-7 класса .Что ты знаешь про SSJ — это из киевской «жёлтой прессы»(чем это её намочили?)ибо «детские болезни» у него прошли за 2 года серии,(у того же Бомбардье этот этап длился 5 лет ,я уж не грю про Эмбраер — продолжение .В настоящее время на SSJ выполнено более 50% рейсов российских авиакомпаний,по задержкам стоят ТОЛЬКО 2 борта из ВСЕХ …
Ну и космос — что там у Маска с аварийностью?.Что там недавно за авария,после которой следующие плановые полёты остановили на полгода?
Вангую , милок , что у тебя в СБУ методичка старая ,да и авиапрома уже нет ,как и ракетостроения УЖЕ тоже нет , так что кому «все сразу станет понятно» ?
Все эти проекты — деньги на ветер то есть результат О . И таких проектов в СССР было до дура. Можете порыскать, а вместе с тем надо учесть, что море оружия поставлялось всяким голодранцам во имя мировой революции причём под нулевые кредиты. Так что думайте сами, решайте сами иметь или не иметь. Так ведь и сейчас в друзьях у нас только голодранцы.
голодранец порядочней тебя сволочи. Ответ на оскорбление простых людей.
Ни хера вы не патриоты своей Родины…!!!
Ил-96-550 вполне возможно, что увидит свет. Но как транспортник, а не пассажирский.
https://diana-mihailova.livejournal.com/3277444.html
Дочитал до фразы: «Ан-124 превращался в Ан-418 путем нехитрых изменений фюзеляжа» дальше ржал, как ненормальный, надорвал грыжу, получил гастрит миокарда и инсульт нижних полушарий головного мосха.
Умер.
Жалко, что достижения великой страны так дёшево пустили на дно господа горбачёвы, гайдары, чубайсы, шапошниковы, ельцыны и прочая нечисть, многие из которых живы и по сей день, о чём нам свидетельствуют центральные каналы TV. А надо бы висеть им на фонарях до Магадана , а не жить припеваючи в московских квартирах с видом на Москву реку и маячить в новостях каждый день по телевизору.
Автор — так и хочется сказать словами генерала «Михалыча» Иволгина(Булдакова)-«Ну вы блин даёте» — в ответ на ЭТО — « первый реактивный самолет Ту-104 — не что иное, как немного видоизмененный бомбардировщик Ту-16.» А что тогда Фарман не Ан-2? Ничего ,что фюзеляж другой , да и герметичный ВЕСЬ,крыло другое,даже двигатели разные,хотя на первичном этапе были одинаковые,НО вот бомболюков у Ту-104 НЕТ — это факт)))Примерно так же рассуждают школьники,когда видят Ил-76МД-90А : — «Да это Ил-76» ,а то что это уже другой самолёт — не задумываются…Новый фюзеляж,новое крыло,новые.более мощные и экономичные ПС-90 движки,новая авионика ,да и % содержания композитов в целом вырос в 3 раза …Ну что Вы — Боинг 747 — это немного видоизменённый ЛоХкид С5 Гэлэкси — салон почти один в один «восьмёркой» 4 движка так же висят снизу .)))
Крыло такое же, хвост такой же, шасси такое же. Фюзеляж другой, и расположение крыла другое, да много чего другое, однако его разрабатывали именно на базе Ту-16. Поэтому так быстро и разработали, что не с нуля: в 1952 году первый полет Ту-16, а в 1955 уже Ту-104.
А как же Sukhoi KR-860?
А про него тоже есть.