В России в скором времени останется только одна авиакомпания, выполняющая регулярные пассажирские рейсы на самолетах Як-42. Последним оплотом* советской реактивной авиации будет КрасАвиа, у которой имеется 11 машин этого типа. Другой крупный эксплуатант, удмуртская Ижавиа, в течение лета этого года планирует вывести все самолеты из эксплуатации и заменить их подержанными «Боингами 737-700«. Средний возраст этих самолетов в обеих авиакомпаниях составляет 28 лет: большинство машин было выпущено в конце 1980-х и начале 1990-х годов. В первой половине девяностых массовое производство Як-42 было остановлено, однако у Красавиа есть один самолет даже 2000 года выпуска.
Сам Як-42 выпускался в различных модификациях с 1977 по 2003 годы. В настоящее время Саратовский авиазавод, где и строили эти самолеты, частично снесен, частично превращен в торговый центр, частично перепрофилирован под производство стройматериалов. Рядом с ним стоит единственный в России памятник заводу. Внешне он похож на надгробие с надписью «1931-2012».
Як-42 был разработан в середине семидесятых годов в качестве замены Ту-134. Правда, его решили сделать трехдвигательным, как Boeing-727 и Ту-154, что уже в те годы считалось достаточно архаичным; однако двигатели впервые в советском авиастроении были турбовентиляторными, то есть, имели большую степень двухконтурности. Степень двухконтурности — это разница в объеме воздуха, проходящего через внешний и внутренний контуры двигателя; у двигателя Д-36, устанавливавшегося на Як-42 это значение составляет 5,34 (для сравнения, у CFM-56 разных модификаций для Airbus A320 и Boeing 737 — от 5,5 до 6, лишь у новейшей серии LEAP для A320neo и B737 MAX от 10 до 11); от степени двухконтурности (грубо) зависит экономичность двигателя.
Массовым, однако, Як-42 так и не стал: было построено всего 183 самолета, в основном во второй половине восьмидесятых. Дело в том, что в 1982 году произошла катастрофа, в ходе которой хвостовой стабилизатор самопроизвольно отклонился на пикирование: примерно как у 737 MAX, только не из-за особенностей работы компьютера, а из-за конструктивного дефекта механизма привода. На два года эксплуатация и производство Як-42 были приостановлены, а после развала СССР по понятным причинам развалилось и производство: после 1993 года выпущено всего несколько самолетов.
Большинство машин было построено в одноклассной компоновке на 120 кресел. В восьмидесятых годах существовали проекты модернизации Як-42: это и уменьшенный двухдвигательный Як-46, и увеличенный двухдвигательный Як-46… В конечном итоге путем глубокой модернизации этой машины получился совсем другой самолет: МС-21.
Красавиа пополнила свой флот «Яками», получив остававшиеся после закрытия «Саратовских авиалиний» самолеты. Они летают по таким маршрутам, как Уфа-Новый Уренгой, Уфа-Нарьян-Мар, Новокузнецк-Ухта, Красноярск-Хатанга и т.п.
*Ещё живо «Вологодское авиапредприятие» с 5 маленькими Як-40 второй половины 1970-х годов, они летают из Вологды в Москву и Петербург
Илья Шатилин
«… и заменить их подержанными “Боингами 737…»
И это ПРАВИЛЬНО ! И это ВЕРНО !!
На днях, кремлёвский вождь краснорожих заявил, что запускаемого Харасавэйского газового месторождения хватит НАДОЛГО !
А кому не хватит — пущай ехают на велосипедах и ишаках.
Ещё есть ЗАО ЮТэйр. Не забывайте)
Ну это все ж не регулярка
и на Яках 40 летает еще и Северсталь- регулярные Череповец-Великий Устюг.
И на Камчатке Як-40 еще возят пассажиров
только приостановка полетов на 2 года была в самом начале, после 1982 года