Авиакомпания Smartavia совершила первый рейс на самолёте в новой ливрее: 10 апреля в аэропорту Пулково города Санкт-Петербурга водяной аркой торжественно встретили первый рейс 5N/AUL 321 из Архангельска.
Это был первый Boeing 737NG (737-800 VP-BEV), полученный авиакомпанией в этом году. Всего на этот год законтрактовано 7 машин: один 737-700, затем три 737-800 (один из самолетов, VQ-BEE, с начала марта стоит на «чеке» и перекраске в Минводах и начнет совершать полеты в мае), потом еще один 737-700. Также рассматривается возможность взять еще один 737-800 в этом году и 4 таких же машины в следующем, однако они пока не законтрактованы.
7 оставшихся 737-500 выпуска начала 90-х годов (они находятся в собственности авиакомпании) в течение 2019-2020 годов будут выведены из эксплуатации и проданы за границу. Рассматривается вариант нанесения на них наклеек Smartavia, чтобы не перекрашивать: в данном случае это экономически нецелесообразно.
Все поступающие самолеты получают новые кресла фирмы Acro. Они имеют одну особенность: короткие подушки и узкие короткие подлокотники, на которых нет привычных кнопок для откидывания спинки. Поначалу кажется, что спинка не откидывается, и догадаться, как ее наклонить, решительно невозможно. Нужно нащупать под сиденьем специальный рычажок и потянуть его на себя.
Спинки кресел тонкие, а карманы для прессы расположены в верхней части. За счет этого, несмотря на максимально плотную одноклассную компоновку по Exit Limit (148 кресел в 737-700 и 189 в 737-800), даже рослому человеку остается достаточно места для коленей и садиться у аварийного выхода не обязательно (эти места платные — 1500 р. на рейсах до 2 часов и 2000 на более продолжительных). Также на новых самолетах будет стриминговая система развлечений, работающая через Wi-Fi.
Новые самолеты позволят перевозчику не только нарастить провозные ёмкости, существенно увеличить налёт: для 737 Classic он составлял около 2500 часов на одно ВС в год, на 737 NG планируется приблизиться к 4000 часам в год.
В летнем расписании 2019 года Smartavia будет выполнять рейсы по 65 направлениям. Больше всего — из базового аэропорта Пулково (18 направлений), среди которых есть новые: в Армению и Азербайджан, а также в Ростов-на-Дону и Уфу (с 19 апреля), появятся дополнительные частоты в Тбилиси и Батуми. Второй базовый аэропорт — Домодедово, откуда будет 16 маршрутов, из них более половины новых; например, это Владикавказ, Минводы, Ростов-на-Дону, Ереван и Геленджик. В обоих аэропортах Smartavia является самым активным участником трансферных программ для авиакомпаний, не имеющих интерлайн-соглашений (Transfer Service в DME и M2 в LED), это позволяет предлагать сквозные маршруты с Utair и «Уральскими авиалиниями», а также другими перевозчиками.
Также летом Smartavia будет летать из 16 городов России в Симферополь, из 15 городов в Сочи и из 6 в Анапу, а также собирается возить туристов в турецкие Анталью и Даламан.
Между тем главной базой Smartavia остается Архангельск (Талаги) — там у авиакомпании около половины экипажей из 53 (вторая половина распределена поровну между Петербургом и Москвой), а главным партнером по сквозным маршрутам — материнская авиакомпания Red Wings. Альянс позволяет перевозчикам оптимизировать издержки, чтобы не тратить деньги на одно и то же; также у них общая программа лояльности. Однако объединять бренды и летать под двумя сертификатами (как, например, S7 Airlines — «Сибирь» и «Глобус») не планируется: в альянсе ценят «силу и известность» каждого бренда, а на самолетах Smartavia большими буквами написано «Operated by Nordavia» в знак уважения к 89-летней истории авиакомпании.
Впрочем, Нордавиа придумали только 10 лет назад, а ребрендинг в Smartavia был задуман еще три года назад после приобретения Red Wings. Это было сделано для того, чтобы авиакомпанию не ассоциировали только с севером и не путали с Nordwind и Nordstar.
Илья Шатилин