Версия «Суперджета» с укороченным фюзеляжем и меньшей пассажировместимостью («Суперджета-75»), вероятно, появится позже, чем планировалось, если вообще появится, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники на рынке. Вместо этого самолета, разработка которого началась в 2018 году, силы инженеров будут брошены на максимальное импортозамещение текущей версии («Суперджет-100»), в которой доля импортных компонентов составляет чуть более 50%, что делает проект уязвимой мишенью для западных санкций. Кроме того, компоненты из стран НАТО делают невозможной приобретение этих самолетов государственными и военными заказчиками для перевозки высокопоставленных лиц, поэтому СЛО, Минобороны и т.п. летают на старых советских машинах.
Самым главным импортным компонентом являются двигатели SaM-146. Они хоть и собираются на заводе в Рыбинске, речь идет об окончательной сборке, и значительная часть его узлов поставляется из Франции (SNECMA). Планируется разработать для «Суперджета» двигатель на базе российского ПД-14, предназначенного для МС-21.
После публикации «Коммерсанта» заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров заявил, что пассажирский лайнер должны разработать к 2024 году, как и планировалось, отметив также, что самолёт не строился под 75 кресел, и «Суперджет-75» — это условное название. «Он с самого начала был импортозамещённый. Мы самую главную развилку прошли в конце прошлого года: он будет с двигателем SaM-146 локализованным или с новым двигателем ПД-8. Проект SSJ-75 это и есть импортозамещенный самолёт, это не 75 кресел», — объяснил Бочаров.
По словам Бочарова, одновременно с импортозамещением компонентов в SSJ будут также решаться и другие проблемы самолета, в том числе по надежности систем и поддержанию лётной годности.
Изначально предполагалось, что «Суперджет-75» будет предназначен для региональных линий протяженностью 1500-2000 км и получит укороченный фюзеляж по сравнению с выпускающимся сейчас SSJ-100 и, соответственно, вмещать порядка 75 пассажиров в типовой компоновке. Также он должен был получить новое крыло и авионику, унифицированную с МС-21, и неизвестнО, какие двигатели: или пермский ПД-8 (вариант ПД-14 с уменьшенной до 7,9 тс тягой, пока его не существует), так и иностранные двигатели General Electric и Pratt&Whitney. Сейчас “Суперджеты” оснащаются двигателями SaM146 с тягой 7,7 тс совместного производства французской SNECMA (она же выпускает вместе с GE моторы CFM56 для “Боингов” и “Аэробусов”) и НПО “Сатурн”. Авионика импортная (поставляется концерном Thales).
Получается, что планы, в целом, остались прежними, только отказались от укорачивания. Укороченный «Суперджет» был нужен S7 Airlines. Эксперты авиакомпании совместно со специалистами “Гражданских самолетов Сухого” входят в состав наблюдательного совета, который курировал разработку новой модификации самолета. Было подписано также предварительное соглашение о поставке 50 машин, которое, впрочем, никого ни к чему не обязывает. Сейчас S7 выполняет региональные рейсы на 78-кресельных Embraer-170. Укороченный «Суперджет» был бы комфортнее за счет большего (на полметра) диаметра фюзеляжа.