Сегодня 50 лет исполняется Airbus: крупнейшему в мире производителю самолетов. Компания была основана 29 мая 1969 года — именно тогда властями Германии и Франции было подписано соглашение о создании консорциума Airbus Industrie с целью прекратить доминирование американского авиапрома в лице Boeing, Lockheed и McDonnell-Douglas. Подробный рассказ:
Дело было не в том, что американские самолеты в чем-то превосходили европейские. Нет, просто США — огромная по размерам страна, и рынок авиаперевозок в ней был развит значительно лучше, чем в Европе, поэтому и производители имели большой рынок сбыта и могли производить самолеты в большом количестве, что за счет экономии на масштабах делало их дешевле.
Начать решили с широкофюзеляжного самолета. Еще в 1965 году европейские авиакомпании на парижском авиасалоне в кулуарах обсуждали свои потребности: нужен был самолет, способный перевозить несколько сотен пассажиров на короткие и средние расстояния при низкой себестоимости перевозки — эдакий «воздушный автобус», или «аэробус».
Вообще слово Airbus изначально было нарицательным: придумала его еще в 1959 году британская группа компаний Hawker Siddeley, которая называла так (Air-Bus, через дефис) особую версию своего военно-транспортного самолета Armstrong Whitworth AW.600 Argosy, предназначенную для перевозки до 126 пассажиров на короткие расстояния.
В 1965 году эта же Hawker Siddeley совместо с французскими Breguet и Nord-Aviation начали проектировать самолет, нужный европейским авикомпаниям, «с нуля»: все же турбовинтовой военно-транспортник был далек от комфорта даже по понятиям шестидесятых годов. В 1966 году к создателям аэробуса присоединились французская же Sud-Aviation (позднее, в 1970-м, все французы объединились в Aerospatiale), а также образованная немецкими компаниями для этого проекта рабочая группа Arbeitsgemeinschaft Airbus. Проект самолета так и назвали: Airbus, тип A300, где A — это Airbus, а 300 — количество мест (300+).
В октябре 1966 года объединение запросило у правительств трех стран средства на разработку самолета. 25 июля 1967 года средства было решено выделить, а 26 сентября 1967 года правительствами трех стран был подписан в Лондоне меморандум о взаимопонимании. Правда, французы и англичане сомневались в перспективности проекта — было поставлено условие собрать не менее 75 заказов на самолет до 31 июля 1968 года.
Британцы в итоге все равно испугались, что A300 будет плохо продаваться (забегая вперед, скажем, что даже к 1972 году было заказано всего 15 машин), и 10 апреля 1969 года вышли из проекта. Этим воспользовалась ФРГ, которая довела свою долю к консорциуме до 50%. Правда, к тому времени Hawker Siddeley уже почти спроектировала крыло нового лайнера, поэтому британскую компанию оставили в проекте на правах привилегированного субподрядчика. Собственно, 29 мая 1969 года и произошло подписание нового соглашения между Францией и Германией, которое формально считается моментом образования Airbus. Важно понимать, что это только соглашение: Airbus Industrie как консорциум (вернее, «объединение экономического интереса, Groupement d’Intérêt Économique») был зарегистрирован лишь 18 декабря 1970 года, так что дней рождения можно отмечать несколько.
В октябре 1971 года к Airbus Industrie присоединилась испанская CASA. И лишь в 1979 году вернулись британцы: 20% акций выкупила British Aerospace, поглотившая к тому времени Hawker Fiddeley.
Основная идея консорциума основывалась на том, что каждая из компаний-участников разрабатывает и выпускает готовые узлы и агрегаты, потом их привозят на завод, где происходит финальная сборка из готовых компонентов.
Так, в A300 французы делали кабину пилотов, систему управления и низ средней части фюзеляжа, англичане — крыло (плюс двигатели — Rolls-Royce), немцы — переднюю и заднюю часть фюзеляжа, а также верх средней части. Голландцам из Fokker на аутсорс отдали закрылки и интерцепторы, а испанцы сделали горизонтальный стабилизатор.
Такая схема действует до сих пор; это позволяет Airbus, например, иметь сборочные производства в Китае и США, в то время как американский авиапром — это предприятия полного цикла, которые практически невозможно «тиражировать».
В ходе разработки, правда, выяснилось, что такой большой самолет на 300 кресел авиакомпаниям не особенно и нужен, а нужен чуть поменьше — на примерно 250. Он получил внутреннее наименование A250, а на рынок поступил как A300B. Оказалось, что небольшое уменьшение длины фюзеляжа и пассажировместимости существенно упрощает разработку самолета, потому что можно не делать новые двигатели (RB207), а использовать существующие, менее мощные, RB211, созданные для американского Lockheed L-1011. Вот только у L-1011 было три таких двигателя, а у A300B — всего два. В итоге первый «Аэробус» стал первым двухдвигательным широкофюзеляжным самолетом в мире. Он был чуть меньше американских конкурентов, но зато намного легче и экономичнее. Это, а также эффективное продвижение, позволило за 5 лет серийного производства (с 1974 по 1979 год) продать 256 машин, а всего с 1974 по 2007 год был построен 561 самолет этого типа.
Многие из A300 летают до сих пор, большинство из них — грузовые. 5 специальных самолетов «Beluga» на базе A300 эксплуатируются самой Airbus: именно они перевозят детали самолетов с одного завода на другой.
В России A300 ни у кого нет, однако в мире по состоянию на конец апреля 2019 года в 9 различных авиакомпаниях летает 338 самолетов Airbus. Все они сегодня поздравили производителя с юбилеем. В Тулузе сегодня проходит воздушный парад: групповые полеты A220 C-FFDO, A319neo D-AVWA, A330neo: F-WTTN, A350-1000 F-WMIL, BelugaXL: F-WBXS и A380 F-WWOW.