На авиасалоне в Ле Бурже Airbus показала новый самолет A321XLR — это самый «дальнобойный» узкофюзеляжный самолет в мире (если не считать Ил-62), способный летать на 8700 км с полной загрузкой — это больше, чем из Калининграда до Владивостока и даже из Москвы до Нью-Йорка. То есть, самолет сможет выполнять трансконтинентальные рейсы.
Вы спросите, а зачем лететь на маленьком самолете, в который помещается максимум 220 человек в одноклассной компоновке (а на дальнемагистральных рейсах нужно больше бизнес-класса, так что пассажиров будет порядка 130-140), если есть большие A330, A350 или даже A380?
В этом и преимущество: самолет позволит запустить маршруты между парами городов, на которых нет достаточного пассажиропотока даже для таких небольших широкофюзеляжников, как A330-200 или старенький Boeing 767-200 — они летали бы недозагруженными, а значит, экономически невыгодными. А321XLR будет оснащаться новым салоном Airspace, который предложит пассажирам высокий уровень комфорта, сопоставимый с широкофюзеляжным лайнером.
Похожий дальнобойный узкофюзеляжный самолет есть у Boeing: это 757-200, выпускавшийся с 1981 по 2004 годы. Он чуть больше (до 239 пассажиров в одноклассной компоновке) и летает чуть ближе (7275 км); новый A321XLR превосходит его по топливной эффективности на пассажирокилометр на 30% как за счет того, что сам самолет легче за счет использования композитных материалов, так и за счет более экономичных двигателей с высокой степенью двухконтурности (для сравнения, у Б757 диаметр вентилятора — 1,86 м, у A321XLR — 3 м.)
Важно не путать A321XLR с A321LR — еще одной дальнобойной версией A321, которая выпускается с 2018 года. У нее максимальная дальность полета составляет 7400 км. A321XLR отличается дополнительными топливными баками в задней части фюзеляжа, усиленными стойками шасси, рассчитанными на увеличенный до 101 т максимальный взлетный вес, и другой конфигурацией закрылков.
В остальном самолет идентичен обычному A321neo; одним из преимуществ этого является отсутствие необходимости для пилотов дополнительно проходить обучение на новый тип ВС: летать на A321XLR может любой пилот семейства A320. Выпускаться A321XLR будет с 2023 года.