Авиакомпания «Северсталь» получит первый «Сухой Суперджет 100» с установленными саблевидными законцовками крыла, которые позволяют экономить до 3-4% топлива или пропорционально увеличить полезную нагрузку или дальность полета. Это машина с регистрационным номером RA-89135. Все выпущенные ранее «Суперджеты» имели «плоское» крыло.
Принцип действия законцовок очень прост: подъемная сила крыла возникает из-за разницы давления над крылом и под ним. Однако если край крыла ровный, то воздух свободно будет перетекать через него снизу вверх. А поскольку крыло при этом движется вперед, то в этом месте образуются вихревые потоки. На создание этих потоков тратится часть мощности двигателей, то есть, часть топлива сгорает зря.
Для борьбы с перетеканием и нужны законцовки. Они бывают разных типов; самые первые представляли собой вертикальную конструкцию — «забор», преграждающий путь воздуху. Они так и называются: Wingtip Fence, их можно увидеть на Airbus A300, A310 или ранних A320 (до 2013 года выпуска). Более эффективными считаются саблевидные винглеты изогнутой формы с заостренным концом. На самолетах старых серий типа Boeing 737 или Airbus A320 их загибают вверх, чтобы не увеличивать размах крыла и избежать переоборудования аэродромов, уже сертифицированных под данный тип.
Новые модели сразу проектируются с законцовками крыла подобной формы — например, Airbus A350 или Boeing 787. Тогда вверх ничего не торчит, такое крыло легче и дешевле, а также не создает дополнительных ограничений по скорости бокового ветра при взлете и посадке. Вес, кстати, особенно важен: на многие старые типы самолетов нет смысла ставить винглеты просто потому, что увеличение веса из-за них установки компенсирует возникшую экономию из-за улучшения аэродинамики.
У «Суперджета» законцовки горизонтальные, они несколько увеличивают размах крыла; их установят также на все 100 самолетов, заказанных недавно «Аэрофлотом». Также возможна их установка на ранее выпущенные машины.
Для борьбы с паразитическими завихрениями воздуха крыло делают с отрицательной стреловидностью.
Законцовки помогают только при посадке, но только при отсутствии бокового ветра. При боковом ветре они прибавляют усложняют посадку и могут послужить причиной катастрофы, поскольку требуют специальной подготовки пилотов, которую никто и никогда не делает. Кроме того, что ухудшают посадочные ТТХ.
Винглеты применяются с 80-х годов. Наконец-то на них обратили внимание в России…
Алекс, обратите внимание на самолет Ильюшин ИЛ-96. Разработка 80-х, на крыльях как раз они и стоят.