Тревожный звоночек для Boeing прозвенел в Саудовской Аравии: местный лоукостер flyadeal, входящий в группу Saudia, стал первой в мире авиакомпанией, официально отказавшейся от контракта на поставку самолетов Boeing 737 MAX. Вместо них авиакомпания заказала такое же количество Airbus A320neo — речь идет о 30 машинах с опционом на еще 20. Поставки самолетов начнутся в 2021 году; сейчас у лоукостера 11 машин A320ceo.
Возвращение в небо трех с половиной сотен выпущенных Boeing 737 MAX откладывается как минимум до сентября: в ходе проводимых испытаний обнаруживались все новые и новые проблемы; сначала во всем обвиняли «индусский код», написание которого было передано на аутсорсинг программистам со ставкой $9 в час; позднее выяснилось, что сам бортовой компьютер имеет недостаточное быстродействие для того, чтобы пилоты успевали своевременно выполнить процедуру при самопроизвольном перекладывании стабилизатора — все недостатки требуется исправить, а затем заново сертифицировать программную часть системы управления, что и займет еще несколько месяцев.
Тем временем конвейер работает, Boeing 737 MAX продолжает выпускаться, но улететь к заказчикам самолеты не могут: уже даже пришлось освободить парковку для сотрудников, чтобы поставить там новые самолеты. Так и хочется сказать: «Горшочек, не вари!» При этом самолеты предыдущего поколения, Boeing 737NG, уже сняты с производства, все заказы по ним выполнены. Вновь начинать выпускать их вместо «Максов» и предложить авиакомпаниям сконвертировать заказы невозможно; напомним, что MAX стал попыткой быстро ответить на появление ремоторизованного Airbus A320neo, потребляющего приблизительно на 10% меньше топлива; 737NG, разработанный четверть века назад, не может с ним конкурировать.
Курс юного споттера. Часть 1. Как отличить Boeing от Airbus.