Самолет по цене автобуса — это вполне обычное дело, билеты на рейсы лоукостеров по 500 рублей в продаже иногда бывают. А вот бывает ли наоборот — автобус по цене перелета традиционной авиакомпанией? Бывает! Я покатался на таком и сейчас расскажу подробности.
Начну, впрочем, издалека. Все детство и юность с середины 80-х до конца 90-х я провел в Эстонии: каждое лето ездил туда и обратно к бабушке на дачу из родного Ленинграда, а впоследствии Санкт-Петербурга. Личный автомобиль в то время считался роскошью, родители — инженеры, в общем, путешествия происходили исключительно на автобусе. Сначала до Йыхви (вспомните, когда будете играть в города) или Куремяэ на «Икарусе», потом по грунтовке на ЛАЗ-695 в деревню.
Эти поездки сформировали у меня стойкое отвращение к автобусным перевозкам в любой форме: даже ребенком ты едва втискиваешься между креслами, лето, форточки не открываются и дай бог если ты сидишь возле люка в крыше, чтобы хоть немного обдувало (кондиционера-то нет), читать невозможно из-за тряски, из развлечений остается только радио в плеере, которое ловит только на подступах к Петербургу и Нарве, и дай бог чтобы батареек хватило на то, чтобы послушать кассету еще пару часов. Все это сопровождается стойким запахом выхлопа в салоне: на полностью исправном «Икарусе» я в своей жизни впервые проехал только лет пять назад, когда друг-коллекционер купил себе такой. В общем, never again.
С тех пор я много раз ездил в Эстонию и на своей машине, и на самолете, и даже на пароме (через Хельсинки и Стокгольм), но на автобусе — никогда. Ни за что.
Но недавно меня угораздило лететь из Салоников в Санкт-Петербург с женой. Билеты без багажа стоили примерно по 200 евро с человека, а в Таллин Aegean почему-то продавала билеты по 50. Вспомнили, как в молодости ездили аж в Тампере (Финляндия), чтобы улететь оттуда рейсами Ryanair, а потом в тот же Таллин, и решили — почему бы и не сэкономить? Только в этот раз мы летели в одну сторону, так что никакой машины в аэропорту не было. Надо было как-то добраться до Петербурга, и вроде как между городами есть железнодорожное сообщение. С железными дорогами у меня ассоциируется агентство Туту.ру, поэтому билеты искал через них. На этот раз через мобильное приложение, где до кучи есть функция «искать все виды транспорта» (на сайте ее почему-то нет). И, конечно, из всех вариантов автобусы оказались и удобнее всех по времени, и дешевле: поезда после ночного прилета пришлось бы ждать до пяти часов вечера и прибыть на Московский вокзал к полуночи, автобус же едет быстрее и дома мы уже были в три часа дня. Самолет, увы, только с пересадкой и по совершенно негуманной цене, убивающей всю радость от билетов за 50 евро — прямые рейсы при расстоянии в 300 километров никто так и не освоил: они закрываются почти сразу же после очередного торжественного открытия.
В общем, за тысячу с копейками рублей с человека были куплены билеты на Lux Express — автобус, который претендует на то, чтобы предоставить комфорт уровня самолета. На линии работают Scania Irizar i6 на 56 кресел, из них продают всегда не более 54, два держат в резерве на всякий случай. Средняя загрузка — 67%, так что есть большой шанс ехать без соседа.
Компоновка — 2+2, шаг кресел порядка 36 дюймов — то, есть, места для ног значительно больше, чем в «экономе» самолета, скорее, похоже на премиум-эконом. Крайние кресла после посадки пассажиров сдвигаются в проход, чтобы было меньше похоже на полет в Boeing-737 🙂 Обивка кресел тканевая, и это хорошо: спина и ляжки не потеют, для 6,5-часового маршрута (5,5 часов чистого времени плюс час на границе примерно посередине, как раз размяться) это очень важно.
Спинки откидываются, и у каждого пассажира есть индивидуальный обдув прохладным воздухом: он действительно работает. Имеется также откидной столик, бортовой журнал, и, самое главное — персональная система развлечений, практически такая же, как в самолете — с фильмами, музыкой и даже играми, включая Angry Birds.
Экран регулируется по наклону, плюс здесь два выхода на наушники — можно с соседом смотреть вдвоем один и тот же фильм.
На протяжении всей поездки работает Wi-Fi, позволяющий комфортно работать: в роутере несколько SIM-карт разных операторов, и на каждом отрезке маршрута выбирается тот, который обеспечивает наилучшее покрытие, при этом переключение происходит бесшовно.
Впрочем, насчет комфортной работы нужно уточнить: работать можно когда автобус с постоянной скоростью едет по трассе; она ровная. Однако при движении по городу в начале, середине (Нарва-Ивангород) и конце маршрута (на которые приходится суммарно часа полтора) из-за постоянных поворотов, разгонов и торможений немного укачивает, лучше немного дотерпеть.
Есть, конечно же, и розетки — как обычные 220 В (по одной на два кресла), так и USB для зарядки гаджетов. Туалет в автобусе по размерам такой же, как в самолете. Там вполне чисто. Из бонусов присутствует кофемашина — она бесплатная; кроме кофе можно набрать кипятка и заварить чай из пакетика.
В общем, вопреки худшим ожиданиям из серии «ладно, за такие деньги можно потерпеть, в детстве же не умер» поездка оказалась на удивление комфортной и остаток для я был бодр и весел, а не хотел лежать пластом. Еще бы на час короче — и было бы вообще идеально.
Но самое интересное — это бизнес-класс! Он как раз и стоит около 3 тысяч рублей, то есть, по цене самолета, например, из Петербурга в Москву. Его я протестировал отдельно, отправившись в Таллин на прошлой неделе. Под «бизнес» (он называется Lux Lounge) выделена часть салона в хвосте автобуса.
Как и в самолете, она отделена шторкой — смысл в том, что мимо тебя не будут ходить за кофе и в туалет другие пассажиры. Здесь уже другая компоновка: 1+2, всего 15 кресел. Сами кресла такие же, но там, где они по 2, боковой интервал между ними больше и есть широкий подлокотник. Раньше компоновка была 1+1 и сбоку у окна была целая полка, как в A380, но эти автобусы уже выведены из эксплутации.
Также здесь еще больше шаг кресел и больше угол откидывания спинки, а также есть подставка для ног — можно ехать практически лежа и даже спать. Кроме того, в билет Lounge входит бортпитание: пара салатиков и сендвич, а также бутылка воды (но воду дают и в обычном «экономе». В целом Lux Lounge комфортнее, но разница между ним и обычным классом обслуживания примерно такая же, как в самолете между «экономом» и «евробизнесом». Этот класс есть не на всех направлениях и не на всех рейсах, но отдельно выделен золотистым цветом в расписании билетов.
Куда же ходят автобусы Lux Express? Из Москвы — в Таллин и Ригу (все с короткой 15-минутной пересадкой в Выру, сразу после границы с Эстонией), а с другими пересадками — и в другие города, вплоть до Варшавы. Из Санкт-Петербурга прямые рейсы, кроме Таллина и Риги, есть в Хельсинки, причем автобус делает остановку прямо в аэропорту Вантаа (в Таллине же до аэропорта 20 минут пешком или 10 минут на трамвае). Так что для петербуржцев Lux Express — это отличный способ добраться до ближайших европейских аэропортов и улететь оттуда лоукостерами куда угодно, что становится актуальнее в свете закрытия «Победой» международных рейсов из Пулкова.
В Хельсинки, конечно, много и «серых» перевозчиков, преимущественно на маршрутках от Московского вокзала, но большой автобус значительно комфортнее. Кроме того, рейсовые автобусы пропускают на границе без очереди, а на «сером» можно и простоять несколько часов.
Остановка в аэропорту Хельсинки-Вантаа на маршруте Санкт-Петербург-Хельсинки была открыта 17 мая 2018 года. За первый год ее работы доля пассажиров, которые ехали из Петербурга до Вантаа и обратно, составила 32% от общего числа тех, кто приобрел билеты Lux Express на рейсы между Петербургом и Хельсинки. При этом на рейсе, выезжающем в 23:30 из Санкт-Петербурга, почти 40% пассажиров едут до остановки в Вантаа — это дает возможность успеть на утренний разлет; самолетом лететь в Хельсинки дорого (около 10000 рублей в одну сторону) поскольку Finnair интереснее заполнять этот сегмент трансферными пассажирами своих дальнемагистральных рейсов. Интересно, что на январь 2020 года почти половина всех купленных билетов (46%) уже приходится на Вантаа.
Интересно, что Lux Express позиционирует себя не как конкурента поезду или самолету, а как альтернативу личному автомобилю: комфортнее и дешевле. Однако на внутрироссийских рейсах, несмотря на наличие 14 автобусов с российской регистрацией (из 104), перевозчик появится не скоро: несмотря на более дешевое топливо (доля в себестоимости перевозки 15, а не 25%), пассажирокилометр обходится дороже из-за налогов, пошлин, стоимости заемных средств и т.п.; например, пошлины на б/у европейские автобусы — заградительные, новый «китаец» стоит вдвое дешевле, а то, что он не сильно отличается по комфорту и надежности от «Икаруса» 80-х годов — ну так других нет.
И, главное, к таким перевозкам не готов сам рынок — люди привыкли к тому, что автобус — это «дно», и требовательная публика, которая способна оценить более высокий класс обслуживания, даже не будет рассматривать этот вариант; а те, кто ездит на автобусах в России, не готов переплачивать лишние 300-500 рублей за комфорт (для понимания, средняя цена билета у Lux Express — 10 евро).
Пока же в России растет проникновение онлайн-продаж билетов на автобусы: за последние пару лет доля онлайн-сегмента выросла с 3 до 37%. Если раньше перевозчик рассчитывал на то, что его билеты будет продавать касса автовокзала (и пассажиру было в принципе все равно, кто перевозчик, его интересовало время отправления), то теперь автовокзал превращается больше в «аэропорт», взимающий долю в стоимости билета за обслуживание пассажира, а перевозчики продают билеты через электронные системы и соревнуются в цене и качестве обслуживания — у того же Lux Express даже работает динамическое ценообразование. При этом продажа у агентов не приводит к каннибализации продаж на сайте самого перевозчика — например, у Туту.ру (а они пока эксклюзивно продают Lux Express в России) 84% купивших билеты — это люди, которые вообще никогда раньше никогда не ездили на этом автобусе, а из 16% оставшихся почти половина покупала билеты в оффлайн-кассах.
Илья Шатилин
Наклейка с требованием пользоваться унитазом только сидя не помешала бы и в самолётах.
кстати да. Но в Победе вроде есть
я брезгливый — на общий унитаз — не сяду. и не говорите про бумажную подкладку
тогда копи на памперсы
Кстати, такое требование должно подкрепляться наличием одноразовых чехлов на сидения или, на худой конец)), унитазами с автоматической дезинфекцией