О выводе из эксплутации Airbus A380 объявила еще одна авиакомпания: на этот раз Air France. До 2022 года французский нацпер избавится от всех самолетов этого типа — во-первых, ради унификации флота с KLM (фактически Air France/KLM — это одна авиакомпания с несколькими сертификатами эксплутанта), во-вторых, из-за худшей экономической эффективности этих машин по сравнению с современными двухдвигательными: какой-нибудь Boeing-777 вмещает почти столько же пассажиров, однако меньше весит, потребляет на 20-25% меньше топлива и может обслуживаться в большем количестве аэропортов мира. Кроме того, флот A380 стареет, а значит, требует все больше средств на обслуживание. В частности, на обновление салонов, которое уже пора проводить, требуется около 35 млн. евро на самолет, а предстоящие тяжелые формы техобслуживания (самолеты выпущены в 2009-2014 годах) увеличивают необходимые инвестиции до 85 млн. евро на каждую машину. Впрочем, A380 — самые молодые самолеты в парке Air France — их средний возраст составляет 8,6 лет, в то время как средний возраст всего флота — 13,8 лет. Чем заменят A380 и каковы планы по выводу A380 у других авиакомпаний:
Вместо A380 Air France планирует брать новые Boeing-777X, а также более мелкие 787-9 и Airbus A330-900neo, а также A350-900. Для хабовой модели перевозок это удобнее: грубо говоря, лучше выполнить два рейса на A350 утром и вечером, чем один на A380 днем — несколько трансферных волн сделают пересадки короче и привлекут больше пассажиров.
Сейчас у Air France имеется 9 Boeing 787-9, десятый поступит в мае 2020 года. Есть также твердый контракт на 21 A350-900, они будут поступать с сентября, также на Air France был переоформлен контракт на 7 таких самолетов, изначально заказанных KLM. «В обмен» KLM получит 6 заказанных Air France Boeing 787.
Другие авиакомпании также отказываются от A380. Так, Lufthansa в 2022-2023 годах вернет 6 из 14 самолетов обратно производителю. Крупнейший эксплуатант этого типа, авиакомпания Emirates, у которой 112 (!) таких машин, сократила заказ со 162 до 123 самолетов, чем обозначила досрочное завершение программы — больше покупателей нет, и как только оставшиеся самолеты будут поставлены, их производство завершится. Это произойдет уже в 2021 году.
Вместо A380 арабы заказали 30 A350-900 и 40 A330-900. А вот British Airways об отказе от A380 не говорит: впрочем, у них и флот самый молодой из всех — 5,3 года, куда девать почти новые самолеты? Еще один A380 в Европе есть у португальской Hi Fly (взятый у Singapore Airlines): она то выполняет на нем чартерные рейсы, то сдает его в мокрый лизинг — например, сейчас он эксплуатируется на рейсах венесуэльской Estelar Latinoamerica.
Так что шансов полетать на A380 становится все меньше, но пока что фанаты этого самолета еще имеют достаточный выбор. Из 15 авиакомпаний-эксплуатантов большинство не собирается от них отказываться.
Авиакомпания | Количество A380 | Планы |
Emirates | 112 | 11 ожидается |
Singapore Airlines | 19 | 5 выведено |
Lufthansa | 14 | 6 выводится к 2023 г. |
British Airways | 12 | нет |
Qantas | 12 | обновление салонов |
Air France | 10 | 10 выводится к 2022 г. |
Etihad Airways | 10 | нет |
Korean Air | 10 | нет |
Qatar Airways | 10 | 10 выводятся в 2024-2028 гг. |
Asiana | 6 | нет |
Malaysia Airlines | 6 | планы по выводу отменены |
Thai Airways | 6 | нет |
China Southern Airlines | 5 | нет |
ANA | 3 | нет |
Hi Fly | 1 | нет |