В Саратове совершил посадку первый рейс с VIP-пассажирами, прибывшими на торжественное открытие нового аэропорта “Гагарин”: его выполнила 18 августа авикомпания “Победа” из Москвы. Она же первой прилетит сюда 20 августа с обычными людьми, ознаменовав перевод в новый аэропорт всех рейсов из старого “Саратов-Центральный”. “Победа” в старый аэропорт летать не могла из-за короткой полосы; остальные авиакомпании были вынуждены использовать на этом направлении относительно небольшие самолеты типа “Сухой Суперджет-100” и Embraer-170; однако при использовании стандартных среднемагистральных лайнеров типа Boeing-737 или Airbus A320, которые может принимать новый аэропорт, сумма аэропортовых сборов в пересчете на одного пассажира уменьшается на треть. Кроме того, сам по себе приход “Победы” должен также повлиять на доступность авиаперевозок, тем более что с осенне-зимнего расписания лоукостер планирует выполнять в Саратов не один ежедневный рейс из Москвы, а два: утром и вечером. Все подробности о «Гагарине» и фоторепортаж из 40 снимков:
Долгое время Саратов был одним из самых дорогих городов в России в плане стоимости авиабилетов; авиакомпания “Саратовские авиалинии”, будучи также владельцем аэропорта, монополизировала рынок и держала цены на высоком уровне: 15000 рублей за билет туда-обратно в Москву (а лететь чуть больше часа) считалось нормальной ценой (это втрое дороже, чем в аналогичный по расстоянию Санкт-Петербург). На поезде путешествие занимает более 15 часов из-за наличия неэлектрифицированного участка (соответственно, сначала электровоз меняют на тепловоз, а потом обратно тепловоз на электровоз, на этом теряется полтора часа). Автомобильную дорогу из Москвы в Саратов тоже сложно назвать хайвеем.
Новый аэропорт построен за городом в Сабуровке; соответствующие планы имелись еще с 1980-х годов, однако сначала им помешали святые девяностые, а затем лобби “Саратовских авиалиний”. Лишь с приходом нового губернатора Саратовской области Валерия Радаева проект начал развиваться. За счет государства в рамках первых двух очередей строительства была подготовлена аэродромная инфраструктура: ВПП 08/26 размерами 3000х45 м, оборудованная по I категории ИКАО, рулежные дорожки, перроны, освещение, очистные сооружения, аварийно-спасательная станция, система электроснабжения, патрульная дорога, контрольно-диспетчерский пункт (вышка) и радиолокатор. Первые две очереди завершены, остается в 2020 году построить административное здание служб управления воздушным движением и дооборудовать аэродром до II категории ИКАО (ILS Cat.II позволяет совершать посадки при нижнем крае облачности до 30 метров). Для “Победы”, по словам ее гендиректора Андрея Калмыкова, критически важно наличие II категории, чтобы не уходить на запасные аэродромы из-за непогоды. Средства для дооборудования есть, ожидается выход проекта из госэкспертизы. Во время “окон” между рейсами на ВПП установят осевые огни, в целом же Cat.II запустят к лету 2020 года.
Кстати, в новом аэропорту в целом меньше туманов, чем в старом, что должно повысить регулярность полетов.
Площадь аэровокзального комплекса составляет 40 тыс. кв. м., из них на сам терминал приходится 23 тыс. Он рассчитан на пропуск 570 пассажиров в час, что явно больше текущих потребностей Саратова, где пассажиропоток составляет 600 тыс. человек в год. Однако за счет повышения доступности авиаперевозок в Саратове намерены вдвое увеличить пассажиропоток в ближайшие пару лет. Для областной администрации важно также сделать аэропорт узловым, правда, никто не понимает, о чем идет речь: базироваться в “Гагарине” некому, разве что “Победа” получит допуски на международные направления, которые ей не светят из Москвы, и будет делать “непропускаемые” стыковки, как в Ростове-на-Дону и Калининграде, когда самолет прилетает внутренним рейсом и дальше летит международным. Однако делать так именно в Саратове ей может помешать большой размер аэропортовых сборов: они в “Гагарине” примерно так же высоки, как в “Платове”. Руководство “Победы”, S7 и “Руслайна” всячески намекает на то, что аэропорт можно было бы сделать попроще и подешевле (в него “Аэропорты Регионов” инвестировали свыше 8 млрд. руб. собственных и заемных средств). Впрочем, никаких особенных излишеств мы в “Гагарине” не заметили: аэровокзал по своей концепции похож на чуть уменьшенную копию “Платова”. Здесь также внизу находится основной светлый зал регистрации, на втором этаже — общий предполетный досмотр для внутренних и международных рейсов, далее 9 выходов на посадку, из которых 3 оснащены телетрапами китайского производства. Средний телетрап имеет выходы и из внутренней, и из международной зон.
Гагаринской тематике посвящен небольшой интерактивный музей перед предполетным досмотром, также представлен спускаемый аппарат, аналогичный тому, как котором первый космонавт вернулся на Землю.
В общедоступной зоне на втором этаже имеется зона ожидания с лавками и розетками. Розетки прячутся в кадках с деревьями под металлическими крышками: открываешь и видишь сразу и 220 В, и USB. В чистой зоне с розетками напряженка.
Стоит отметить специальные столы в зоне предполетного досмотра, куда предполагается идти с вещами на лотке и там уже одеваться, поскольку ленты интроскопов короткие. Выбор общепита и в общедоступной, и в чистой зонах достаточно скромен, однако радует изобилие торговых автоматов с довольно адекватными по меркам аэропортов ценами: бутылка лимонада по 80 рублей (в магазинах за такую же просят около 60), вода по 70 р., шоколадки по 50. Уже работают и магазины сувениров, типичные для региональных аэропортов: например, тут предлагают медвежьи шкуры по 150 тысяч рублей.
Международный пункт пропуска работает по временной схеме; позднее, в конце октября, она будет изменена. Также в приоритете строительство путепровода через железную дорогу на южном подходе к аэропорту: северный подход (от Шевырёвки) — это большой крюк, а на южном можно надолго застрять на переезде, поскольку ветка активно используется для движения товарных поездов. По той же причине планируется построить отдельную платформу для электричек до аэропорта и связать ее крытым траволатором со зданием аэровокзала: сейчас пассажирские поезда вынуждены останавливаться у “Гагарина” лишь на короткое время и следовать дальше.
И, наконец, фоторепортаж!
Поправочка: на фото ж-д платформы стоит не «Ласточка», а «ЭП3(три, а не «З»)Д-015», а по русски Электропоезд Пригородный, 3-й тип, Демиховский. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%9F3%D0%94
Их как раз новые закупили для для «Приволжской ЖД».
https://nversia.ru/news/elektrichki-iz-saratova-do-aeroporta-gagarin-rasskazyvaem-skolko-budet-zanimat-doroga-i-kak-chasto-oni-budut-hodit/
Спасибо
Ну называть его просто электричкой тоже не совсем верно. Скорее электропоезд повышенной комфортности! Конечно это не «Ласточка» и не «Иволга» (которую видимо таки успеют довести до идеала к запуску МСД в Москве и МО), но уже точно не «потрёпанная рижанка», она же «собака».
4 нормальных вагона с кондеем (наверное он работает), мягкими креслами и видеонаблюдением. Ну и туалет наверное тоже имеется. Такая «Ласточка» эсктра-лайт для регионов.
О! https://youtu.be/4MUb7WACcco
Всё бесподобно и на высшем уровне!Удобно,красиво,вкусный ресторан,куда глаз не кинь,всё дышит комфортом и сияет!Из новых открывшихся аэропортов,можно поставить рядом с Ростовским красавцем.Волгоград,к сожалению,и близко не валялся.