В последнее время биометрия стала одной из популярных «фишек» — почти как уберизация и прочий блокчейн. Стоит только упомянуть о том, что где-то вставлен сканер отпечатков пальцев или камера для распознавания лиц — и интерес аудитории обеспечен!
Я, признаться, тоже повёлся и, будучи любителем всех этих технологических штук, решил на собственном опыте проверить, как реализовано хвалёное распознавание лиц в московском аэропорту Домодедово. И вот что получилось:
Чтобы им воспользоваться, нужно лететь рейсом авиакомпании «Сибирь» (она же S7 Airlines).
Первым делом нужно зарегистрироваться в системе распознавания лиц и, собственно, предъявить своё лицо. Для этого на стойках бизнес-класса установлены камеры. Это самые обычные веб-камеры Logitech с разрешением FullHD: никаких точечных проекторов и 3D-моделей лица — они делают обычную фотографию. В принципе, такие системы легко обмануть, предъявив им потом вместо живого лица распечатку снимка, однако здесь специфика применения распознавания лиц такова, что это не критично.
Одновременно подписывается согласие на обработку персональных и биометрических данных: по-старинке, на бумажке. К счастью, это достаточно сделать всего один раз при первом использовании системы. На самом деле существует техническая возможность подписывать подобные согласия и удаленно (как, например, при регистрации в каршеринге), однако она всегда требует верификации вручную, например, по селфи с паспортом, а раз все равно нужен человек, то зачем сажать кого-то специально ради этого, если он и так уже есть на стойке регистрации?
Все, теперь идем на предполетный досмотр. Здесь стоят автоматические турникеты, но никакой биометрии в них нет: они просто сканируют штрих-код на посадочном талоне и проверяют, есть ли пассажир в базе данных системы контроля отправки (DCS). Если есть — створки открываются. На самом деле турникеты с распознаванием лиц существуют (мы о них рассказывали вот здесь), но тут более простая система.
Но вот я дохожу до бизнес-зала. Там при входе висит сразу несколько камер, отслеживающих всех, кто появляется на входе. Мне мило улыбаются девочки на стойке ресепшн: здравствуйте, мол, проходите, рады вас видеть. Давать им посадочный талон и уж тем более предъявлять золотую карту, как теперь требуют в бизнес-залах «Аэрофлота», не нужно.
Что, и всё? Ради вот этого внедряли распознавание лиц? Нет. Не только. Еще в бизнес-зале под каждым из табло рейсов расположены камеры. Стоит подойти — и на экране зеленой строчкой выделяется твой рейс с указанием его статуса, гейта и даже типа гейта: телетрап или автобус. Казалось бы, пассажир и сам в состоянии найти свой рейс — на табло их всего-то десять. Однако на табло отображаются по умолчанию лишь ближайшие рейсы, и вашего там может ещё не быть. Так было и в моем случае — так вот, если подойти к экрану, то камера тебя распознает и твой рейс отобразится на табло (последним в списке).
Вот, собственно, и всё. Пока технология, конечно, не избавляет пассажира ни от какой «боли» и выглядит больше как прикольная забава. Но это только начало. В перспективе S7 как раз и собирается распознавать лица при посадке в самолёт, а пока же у гейтов стоят такие же автоматические турникеты со сканерами штрих-кодов и… конечно же, тётеньки, которые берут ваш посадочный талон, смотрят на него, прикладывают штрих-кодом к турникету и отдают обратно… Добро пожаловать на борт!
Илья Шатилин
«Одновременно подписывается согласие на обработку персональных и биометрических данных: по-старинке, на бумажке.»
По «старинке», потому что выполняют ч.1 ст.11 ФЗ «О персональных данных»:
Биометрические ПДн могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
И да, в данном случае, цель обработки не попадает под исключения ч.2 всё той же ст.11 ФЗ «О персональных данных»