Минтранс одобрил «седьмую свободу воздушного пространства» для Санкт-Петербурга, что теоретически позволит летать в город без ограничений европейским лоукостерам. Поскольку вокруг этой темы много спекуляций, мы рассказываем, что происходит на самом деле и делимся экслюзивными подробностями:
Во-первых, Минтранс еще ничего юридически не одобрил — он лишь сообщил журналистам о своем принципиальном согласии, то есть, слово «одобрил» здесь можно применять только как ответ на предсказания различных экспертов насчет того, что министерство выступит против этой инициативы.
Во-вторых, сам Минтранс не является ведомством, которое может разрешить или запретить ту или иную свободу воздушного пространства — оно, скорее, является координатором между аэропортами, авиакомпаниями, экономическим блоком и т.п. То есть, ведомство изучает целесообразность той или иной инициативы и выносит свой вердикт. А подписывает документ, реализующий это «открытое небо» не Минтранс, а вице-премьер Максим Акимов.
В-третьих, «открытое небо» реализуется не для всех сразу, а для конкретных стран, то есть, подается целый список, и по каждой стране принимается решение, какую степень свободы можно для нее реализовать — скажем, для одной третью, для второй пятую, для третьей седьмую. То есть, если седьмая степень принята для условной Италии, то кто угодно (а не только итальянские и российские авиакомпании) сможет летать между Россией и Италией; при этом для условной Франции ее могут и не разрешить.
Для Wizz Air готовился список из 53 стран. Сейчас речь идет о 33 странах. Из этих 33 стран, по словам гендиректора ВВСС Леонида Сергеева, российские авиакомпании в 20 не летают, а летают только в 13. При этом спрос на лоукост-перевозки из/в эти 13 стран в 3-5 раз больше, чем на перевозки традиционными полносервисными авиакомпаниями. То есть, эти лоукостеры будут работать, по заявлению г-на Сергеева, в другой рыночной нише и будут в основном возить иностранных туристов в Петербург, который они с 1 октября могут посещать по электронной визе. Однако вполне вероятно, что седьмую свободу реализуют только для тех 20 стран, в которые сейчас не летает «Россия».
Впрочем, очевидно, что лоукостеры каннибализируют пассажиропоток традиционных авиакомпаний. Грубо говоря, если сегодня доехать до зоопарка можно только на такси, то выбора нет: ты ездишь только на такси. Или вообще не ездишь, а смотришь программу «В мире животных» по телевизору. Но как только в зоопарк пускают маршрутку, посещаемость зоопарка увеличивается. Но и те, кто раньше ездил на такси, тоже начинают ездить на маршрутке. Конечно, кто-то продолжает ездить на такси с большим комфортом, но в целом его востребованность, конечно, снижается.
Wizz Air, easyjet и Ryanair уже прислали заявки на полеты в Пулково. Если «седьмую свободу» удастся окончательно утвердить в октябре-ноябре (и запустить с 1 января, как поручал Президент), то лоукостеры смогут планировать маршрутную сеть с июня 2020 года и захватить высокий сезон. Если все затянется до Нового Года, то следующий сезон будет пропущен. Поэтому в интересах ВВСС — форсировать события, чтобы в октябре-ноябре все бумаги уже были подписаны.
А как обстоит дело с допусками в Европе? Ведь одобрить рейс ведь должны обе страны, насколько я понимаю. И европейским национальным перевозчикам конкуренция тоже ни к чему. Или в ЕС нельзя дискриминировать а/к по странам, и местные власти обязаны выдавать допуски всем на равных условиях?
В Европе у них же открытое небо как раз.