Авиакомпания «Победа» с зимнего расписания, вступающего в силу с 27 октября, начнет взимать по 25 евро с каждого пассажира, вылетающего из зарубежных аэропортов. Ранее эту сумму брали за «услугу регистрации на стойке», и ее платили только те, кто забыл или не смог зарегистрироваться онлайн. Теперь 25 евро будут автоматически включены в тариф на этих направлениях и платить эти деньги будут все пассажиры вне зависимости от способа регистрации: хоть онлайн, хоть оффлайн. Соответственно, билеты подорожают на 1777 рублей (именно столько составляют 25 евро по текущему курсу). С чем связано такое повышение цен и стоит ли его опасаться?
С тем, что «Победа» проиграла иск Московской межрегиональной транспортной прокуратуре, посчитавшей взимание дополнительной платы за регистрацию незаконной. С юридической точки зрения, впрочем, здесь классический случай «закон что дышло»: формулировки таковы, что их можно трактовать по-разному. В частности, в Федеральных авиационных правилах есть целая глава VI под названием «Регистрация пассажиров и оформление багажа», в которой подробно описан процесс регистрации, но о том, что регистрация должна быть бесплатной, об онлайн-регистрации и тому подобных вещах в этой главе не сообщается. Однако в пункте 93 говорится о том, что «в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке», а в пункте 97 — о том, что «за услуги, указанные в пунктах 92-95 настоящих Правил, дополнительная плата не взимается», однако не указано, что дополнительная плата не взимается именно с пассажира. Дело в том, что остальные услуги из пункта 93, вроде «организации посадки пассажиров в воздушное судно», «крепление багажа на борту воздушного судна» и т.п. явно говорят о том, что этот пункт касается взаимоотношений авиакомпании и наземных служб аэропорта, и дополнительная плата не взимается как раз с авиакомпании в российских аэропортах, потому что все эти услуги уже включены в аэропортовые сборы.
Действительно, в России услуга регистрации на стойке никак не выделяется из аэропортовых сборов, и авиакомпания всегда оплачивает эту услугу, так что стимулировать использование онлайн-регистрации нет экономического резона. А вот в зарубежных аэропортах платят только за тех, кто фактически пришел на стойку и зарегистрировался там, поэтому большинство лоукостеров стимулируют использование онлайн-регистрации заградительными тарифами — Ryanair и Wizz Air заботливо сдерут не только 25, но и 40, и 50 евро, если вы явитесь без распечатанного посадочного талона. Разумеется, эти тарифы не имеют под собой никакого экономического обоснования, поскольку стоимость регистрации на стойке в европейских аэропортах исчисляется буквально парой евро.
По данным «Победы», еще в конце 2018 года 85% пассажиров, вылетающих из зарубежных аэропортов, регистрировались онлайн; стояла задача увеличить их долю до 95%. Однако для оставшихся необходимость платить 25 евро всегда оказывалась или неприятным сюрпризом (пассажир не изучил правила) или стрессом, связанным с неработоспособностью онлайн-регистрации: ты вроде честно хотел зарегистрироваться, но что-то пошло не так, и тебе нужно платить 25 евро в аэропорту, а потом требовать от «Победы» возврата (тут уж к чести авиакомпании надо отметить, что в этих случаях деньги возвращали). Тем более что регистрация у «Победы» открывается за 24 часа до вылета, а не за месяц и более, как у иностранных лоукостеров.
Собственно, об этих людях и заботится прокуратура.
Впрочем, переживать из-за того, что цены вырастут, не стоит: стоимость билетов отрегулирует рынок, вернее, динамическое ценообразование. Если рост цены на 1777 рублей повлияет на динамику продаж, значит, система бронирования будет автоматически снижать тариф, стремясь максимизировать загрузку кресел и выручку с рейса. Если не повлияет — билеты уже сейчас стоили бы дороже. Так что байки про «рост цен на 40%», которыми пытаются пугать вас некоторые нерадивые журналисты — это всего лишь хайп и кликбейт.
Илья Шатилин
Решение вступило в силу или когда ожидать?
Есть билет на ноябрь из Европы, регистрироваться не надо уже?
Этого никто не знает. Лучше, наверное, регистрироваться, потому что билет по старым условиям приобретен.
Решение уже вступило в силу. Ну насчет старых условий — так они признаны незаконными. И требование суда Победа не торопится выполнять. Про регистрацию за 25 евро так и висит на сайте.
так оно не вступило в силу, еще есть апелляции
«Ryanair и Wizz Air заботливо сдерут не только 25, но и 40, и 50 евро, если вы явитесь без распечатанного посадочного талона» Это неправда. Посадочный талон не обязательно распечатывать. Достаточно сохранить его скан в телефоне и показать на стойке регистрации.
Это если на милость агента надеяться, то да. В правилах авиакомпании четко написано о том, что нужно распечатать посадочный талон при веб-регистрации.